Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Картофельная болезнь
ЭкономикаАгропром

Картофельная болезнь

Корнеплод стал расти в цене, не дожидаясь весны

Правительство запретило вывоз картофеля за пределы страны, мотивируя это большим интересом Узбекистана к казахстанскому корнеплоду. С другой стороны, это подтолкнуло производителя задрать цену. В регионах спасательной соломинкой стали социальные магазины и подписанные меморандумы. 

Стабфонд нас спасет

Первыми о росте цены на картофель заговорили в Павлодаре. Когда от привычных 150-200 тенге ценник скакнул отметке в 400 тенге за килограмм, это вызвало шок с учетом того, что регион приравнял себя к основному производителю этого овоща. По итогам 2024 года валовый сбор картофеля составил 768,6 тысячи тонн. Из них в овощехранилище заложено 360 тысяч тонн. Местные власти постарались снять накал страстей, напомнив, что в социальных магазинах, которых в Павлодаре более сотни, картофель можно приобрести по цене 120-140 тенге. Более того, супермаркеты в эти дни предлагают картофель по 104 тенге за килограмм. А вот магазины у дома цену не сбавляют — от 360 тенге за килограмм. При этом сами продавцы смеются, что люди стали брать картошку штучно, как киви.

Власти Карагандинской области тоже поспешили успокоить народ, что цена на картофель в крупных магазинах расти не будет. Местные власти заключили контракты с крупными торговыми сетями на реализацию этого продукта по фиксированной цене. По словам главы региона Ермаганбета Булекпаева, в области сформирован достаточный запас картофеля, который учитывает объемы и коммерческой реализации, и внутреннего потребления. 

«Особое внимание будет уделено работе с крупными торговыми сетями, с которыми заключены контракты на поставку картофеля по фиксированной цене. Мы должны создать такие условия, чтобы данный продукт был доступен именно жителям, а не перекупщикам. Любые попытки спекуляции будут жестко пресекаться», — предупредил аким области.

В Уральске делают ставку на стабфонд, цена картофеля оттуда составляет 126-138 тенге за килограмм. Причем спрос на продукт резко пошел вверх, и неслучайно. На базарах его реализуют по 300-350, доходит до 550 тенге за килограмм. Причем отгрузка из стабфонда идет дозированно, чтобы картофеля хватило до нового урожая. 

Зампредседателя Комитета торговли Ернур Жаутикбаев приобрел на днях картофель в столичном супермаркет за 433 тенге за килограмм. Он может себе это позволить. 

Самим не хватает?

Правительство Казахстана приняло решение о запрете экспорта картофеля на шесть месяцев. Ограничения не распространяются на страны ЕАЭС, но при этом полностью приостановлена выдача фитосанитарных сертификатов на экспорт. В Министерстве сельского хозяйства говорят о выросшем спросе со стороны соседних стран, в особенности Узбекистана, и высоких экспортных ценах. Ажиотажный спрос оказал влияние на внутренний рынок. В этом году экспорт казахстанского картофеля вырос в 1,5 раза — с 411 до 605 тысяч тонн. По данным министерства, имеющихся запасов, а это свыше 850 тысяч тонн без учета наличия в торговых сетях, достаточно для полного покрытия внутренней потребности до раннего урожая 2025 года. Лишь бы не получилось так, что остатки сгниют где-то на складах. Согласно данным Минсельхоза, валовый сбор картофеля в 2024 году составил 2,9 миллиона тонн. Импорт за минувший год составил 56 тысяч тонн. Объем картофеля для распределения на рынок с августа 2024 года составляет 2,6 миллиона тонн при потребности всего населения 1,5 миллиона тонн (в том числе городского — 954 тысячи тонн) до сбора раннего урожая. С августа по декабрь 2024 года потреблено 844 тысячи тонн, экспортировано 620 тысяч тонн. Прогнозный объем потребления на 2025 год (январь — апрель) — 675 тысяч тонн.

С другой стороны, эти ограничения связывают фермеров по рукам: они не могут заработать на том, что сами произвели. А это уже не рыночная экономика. Потом вопрошаем: кто мешает нашим сельчанам разбогатеть?  Почему сельское хозяйство не может развиваться? Да вот потому.

Узбекистан без казахстанского картофеля

Казахстан — крупнейший поставщик картофеля для Узбекистана. Согласно статданным, за 11 месяцев 2024 года из РК нашим соседям было завезено 465,2 тысячи тонн картофеля, что составляет основную долю импорта. 

Запрет на экспорт означает, что Узбекистану придется искать альтернативные источники поставок, что явно негативно отзовется на ценниках в узбекских магазинах. Необходимо не просто найти поставщика, но и наладить поставки из других стран, а это логистика и валютные риски. 

Да, имеются Пакистан и Кыргызстан — ближайшие конкуренты Казахстана на рынке импорта картофеля в Узбекистан, но их экспортные объемы значительно меньше. К тому же поставки из Пакистана — это логистические издержки, которые отразятся на стоимости. Узбекистан и сам выращивает корнеплод — около 4 миллионов тонн в год, тем самым обеспечивая более 80 процентов своих потребностей. Но есть проблемы: низкая урожайность, нехватка качественных семян и отсутствие современных хранилищ делают невозможным полностью покрыть спрос за счет внутренних ресурсов. Нельзя сбрасывать со счетов и сезонный фактор. В зимне-весенний период традиционно повышается спрос на картофель, и цена начинает расти. 

Утвердив запрет на экспорт картофеля, Правительство РК решило, что дело сделано: и овцы целы, и волки сыты. Но это, скорее, витрина, куда падает свет фиксированной цены, а вот за ней стоит огромное количество мелких магазинов, куда покупатели заходят ежедневно, а там их ждут иные ценники. 

Несмотря на то, что до конца календарной зимы еще далеко, ценники на доступные овощи поползли вверх. Это как доллар: вроде пытаются удержать в коридоре, но он так непредсказуем.

Читайте в свежем номере: