Дорожная отрасль способна избавить Казахстан от всего объема твердых техногенных отходов. Об этом было заявлено на площадке АО «КаздорНИИ» в ходе форума по управлению промышленными отходами, организатором которого в Астане выступило АО «Qarmet».
Напомним, что Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт — единственный в республике научный институт дорожного профиля, функционирующий с 1959 года. Он был организован для решения задач, связанных с особенностями проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог в специфических природно-климатических условиях Казахстана. С 2022 года АО «КаздорНИИ», которому на днях исполнилось 65 лет, разработало ряд значимых и уникальных цифровых продуктов для дорожной отрасли, в которую вошли система управления улично-дорожной сетью, система управления эксплуатацией мостов, единая база дорожно-строительных материалов и новых технологий. Плюс цифровая база профессионалов-дорожников Jolshy и электронная платформа для лабораторий Jollab, способствующие прозрачности и оперативности решения самых разнообразных задач в дорожно-строительной отрасли.
В рамках столичного форума по управлению промышленными отходами, организатором которого выступило АО «Qarmet», эксперты-экологи, ученые и инвесторы, специализирующиеся на утилизации и управлении техногенными отходами, обсудили поиск выгодных для МСБ и государства решений по переработке шлаков, вскрышных пород и некондиционного сырья, скопившихся на отвалах и хвостохранилищах.
Подчеркнув актуальность вопроса, генеральный директор информационно-аналитического центра охраны окружающей среды при Минэкологии Жанат Самат отметила, что «у горнодобывающих и горно-перерабатывающих предприятий республики собралось уже порядка 55 миллиардов тонн отходов».
— Этот объем можно разместить в 916 миллионах полувагонов, которые 300 раз обогнут землю по экватору. А ежегодно добавляемый объем отходов способен опоясать планету семь раз. И это без учета отходов теплоэнергетических предприятий, — подчеркнула Самат.
Более того, выяснилось, что на поверхности земли в Казахстане с советских времен было накоплено около 55 миллиардов тонн отходов добывающей, рудо-перерабатывающей и металлургической промышленности, что эквивалентно почти одному миллиарду железнодорожных полувагонов.
Потому-то эксперты подчеркнули важность привлечения научного потенциала для переработки отходов. Например, учеными уже разработаны технологии, превращающие отходы в качественные и доступные дорожно-строительные материалы. Предполагается, что их использование не только улучшит экологическую ситуацию, но и повысит качество дорожного покрытия, сократит расходы на логистику и строительные материалы.
— АО «КаздорНИИ» проводит исследования и испытания промышленных отходов. Мы разработали модифицированный минеральный порошок на их основе, используем золу алматинской ТЭЦ, шламы и шлаки из Темиртау. Прорабатывается расширение области применения техногенного сырья и в качестве материалов для верхнего слоя дорожных оснований и нижних слоев асфальтобетонных покрытий. Подписаны меморандумы с ERG, Qarmet и KazPhosphate. По инициативе Минтранспорта создана специальная рабочая группа и утверждена дорожная карта. Однако необходимо более активное участие министерств энергетики и промышленности, ведь большая часть отходов находится на их балансе, — заключил руководитель управления науки АО «КаздорНИИ» Кайрат Мухамбеткалиев.
Иными словами, по данным института, более 47 миллиардов тонн отходов может быть использовано для строительства 100 тысяч километров автодорог. Тем более что сегодня общая протяженность автомобильных дорог Казахстана составляет 95 тысяч километров, а до 2030 года планируется построить и реконструировать восемь тысяч километров, для возведения которых дорожная отрасль, действительно, может найти полезное применение всем скопившимся в республике техногенным отходам.
Фото Талгата Галимова