Как торговая война между США и Китаем отразится на Казахстане и его соседях по региону? Об этом дискутировали эксперты из России, Казахстана, Кыргызстана и Беларуси.
Стакан наполовину пуст или наполовину полон
Торговая турбулентность, наблюдаемая сегодня в мире, открывает для Казахстана новое окно возможностей в плане расширения списка торговых партнеров и усиления уже имеющихся торговых связей, считает российский эксперт Станислав Притчин.
«Между Казахстаном и США объем товарооборота на уровне четырех миллиардов долларов, но благо, что большая часть казахстанских экспортных товаров вошла в список, для которого делается исключение, так как они носят стратегический характер для США. Речь идет об уране и других полезных ископаемых», — сказал Притчин в ходе международного видеомоста Казахстан – Россия – Кыргызстан — Беларусь на тему о вызовах и возможностях глобальных торговых конфликтов.
Однако, по его мнению, те пошлины и ограничения, которые ввели США, затронут в целом мировую торговлю, то есть и те страны, с которыми торгует Казахстан, а значит, их косвенное влияние на нашу экономику может быть.
По мнению Притчина, у Казахстана есть сегмент торговли, где ситуация для него более-менее стабильна. Это рынок ЕАЭС.
«ЕАЭС сегодня — это как тихая гавань для всех участников объединения, где есть свои установившиеся правила», — отметил спикер. Он напомнил, что экспорт несырьевой продукции Казахстана за последний год достиг отметки 35 процентов и составил 40 миллиардов долларов. И основными рынками сбыта казахстанской продукции являются два его крупных соседа — Россия и Китай.
«Помимо этого, Казахстан год от года укрепляет свое торгово-экономическое сотрудничество с соседям по региону, в частности Узбекистаном и Кыргызстаном. Эти страны стали третьим основным направлением казахстанского экспорта, — заметил российский эксперт. — Так что глобальная торговая турбулентность — это окно возможностей не только для Казахстана, но и всей Центральной Азии».
Будет ли Центральная Азия выступать единым блоком?
Мнения, что глобальная торговая война открывает новые возможности, придерживается и казахстанский эксперт Алибек Тажибаев.
«Та ситуация, которая формируется сегодня в странах Центральной Азии, — растет товарооборот между Казахстаном и Кыргызстаном, между Казахстаном и Узбекистаном, а также между другими соседями по региону… Все это логически подводит нас к вопросу повышения экономической субъектности стран Центральной Азии», — заявил эксперт.
Он пояснил, что страны региона могут выходить единым блоком на мировые рынки, консолидировав свои усилия и возможности. «Регион с 80-миллионным населением, транзитным и природным потенциалом может стать единым субъектом на мировом рынке», — подчеркнул Алибек Тажибаев.
В свою очередь экономист из Кыргызстана Нургуль Акимова считает, что пока рано говорить об единой экономической субъектности стран Центральной Азии.
«Центральная Азия стала интересна всем континентам как регион, богатый месторождениями редких металлов. Лидеры всех пяти центральноазиатских стран стали чаще встречаться, но при этом нет института, который бы обслуживал принятые решения и который бы имел наднациональный статус», — резюмировала киргизский эксперт.
А что решит Китай?
Рассматривать ситуацию без учета позиции Китая было бы неверным. Поднебесная на фоне тарифной войны с США не только продолжит, но и усилит диверсификацию своей торговли, считает Станислав Притчин.
«Сейчас между США и Китаем идет торг, и каждая сторона старается максимально себя обезопасить. В любом случае Дональд Трамп будет добиваться максимально выгодных условий для своей страны, а Китай продолжит политику диверсификации своей торговли. И надо признать, что он доминирует на рынках постсоветских стран», — сказал он.
Эксперт напомнил, что Китай в последние годы системно проводил политику диверсификации своей торговли, достигнув в этом значительных успехов.
«Если посмотреть на мировую карту, то две трети мира будут окрашены в красный цвет, то есть сюда вошли те страны, где Китай уже является ключевым партнером», — отметил Станислав Притчин.
По мнению спикера, для конкуренции постсоветские страны должны усилить те свои позиции, в которых они сильны. Речь идет о продукции промышленного машиностроения, сельхозтехники, станков.
Эксперт из Беларуси экономист Ирина Новикова считает, что конкуренцию Китаю постсоветские страны могут составить не только усиливая свои позиции в производстве своих традиционных товаров.
«Нам сегодня, как никогда, нельзя останавливаться в развитии образовании и науки. Вспомните 30-е, 40-е, 50-e, 60-е годы прошлого столетия, когда ученые, имеющие звания профессора, доцента, получали высокие зарплаты. Сейчас в науке пока держится старшее поколение, молодежь не идет в науку. А эту сферу надо сделать привлекательной для молодого поколения путем развития науки, финансовой поддержки и стимулирования кадров. Нам нужен рывок в научно-технологическом плане, чтобы сохранить свои сильные позиции», — отметила Новикова.