Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Два пишем — три в уме
ЭкономикаЭнергетика

Два пишем — три в уме

Насколько выгодны альтернативные маршруты поставок углеводородов

В нынешнее неспокойное время ситуация с доставкой углеводородов на мировые рынки заставляет казахстанские власти серьезно беспокоиться. И даже наличие альтернативных маршрутов не дает полной уверенности в стабильности поставок.

Почти 80 процентов всего экспортного объема нефти, добываемой в Казахстане, уходит с месторождений на европейские рынки по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который проходит по территории России. Это удобно и экономически привлекательно для нефтедобывающих компаний. Однако после несколько атак БПЛА на выносные причалы КТК на фоне нынешней геополитической ситуации власти республики заговорили о возрождении альтернативных маршрутов, в частности, через Южный Кавказ: Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД) и Баку —  Супа. Но и здесь не обходится без неожиданных сюрпризов.

НЕФТЬ-ТРУБА.JPG

Баку — Тбилиси — Джейхан

В июле текущего года некоторые СМИ со ссылкой на источники сообщили, что в отдельных партиях азербайджанской нефти Azeri Light, транспортируемой по БТД, было обнаружено избыточное содержание органических хлоридов — веществ, которые используются для увеличения объемов добычи. Органические хлориды были обнаружены и в некоторых резервуарах на терминале в турецком порту Джейхан (конечный пункт доставки нефти по этому трубопроводу). Потом агентство S&P Global сообщило о временном прекращении поставок нефти из Казахстана по БТД по этой причине. Следом последовали публикации в ряде СМИ с заголовками, что нефть, предназначенная для транзита по БТД, ушла по системе КТК. Прошло уже больше месяца после этой информационной шумихи, но новостей об остановке и о возобновлении поставок нефти из Казахстана из официальных источников, имеется в виду от Минэнерго РК, до сих пор нет.

Однако ответ все же удалось получить от министра энергетики Ерлана Аккенженова в кулуарах Акорды на этой неделе.

«Сейчас «КазМунайГаз» ведет переговоры о скорейшем возобновлении транзита нефти из Казахстана по Баку — Тбилиси — Джейхан», — заявил Аккенженов.

На вопрос о том, будет ли выполнен план текущего года по транзиту нефти из Казахстана по БТД в 1,5 миллиона тонн, министр ответил обтекаемо, что «тут нужны расчеты».

«Хотя при пропускной способности трубопровода в 50 миллионов тонн в год фактический объем прокачки составляет около 25 миллионов тонн в год. Так что возможности по выполнению планов есть», ؅— добавил он.

Напомним, что после начала российско-украинского конфликта в 2022 году Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил увеличить объем транспортировки по Транскаспийскому маршруту, частью которого является БТД. И уже в 2023 году «КазТрансОйл» увеличил транспортировку нефти в 5,5 раза, до 1,4 миллиона тонн. В 2025 году в планах Казахстана поднять транзит по БТД до 1,5-1,7 миллиона тонн. Сейчас Правительство республики для развития альтернативного Транскаспийского маршрута приглашает инвесторов для модернизации морских портов Актау и Курык, чтобы увеличить перевалку нефти до 20 миллионов тонн.

«Если у грузоотправителей из Казахстана будет экономический интерес идти по БТД, нефть найдется всегда», — ответил Ерлан Аккенженов на вопрос насколько возможно увеличение транзита нефти по данному трубопроводу.

НП-34-Конырова-Нефть-министр энергетики Ерлан Аккенженов.jpg

Баку — Супса

Экономический интерес также является главным объяснением непривлекательности трубопровода Баку — Супса для грузоотправителей нефти, добываемой в Казахстане. Дело в том, что этот маршрут с пропускной способностью 7,5 миллиона тонн нефти в год транспортирует только отдельные небольшие партии нефти. Так, по данным годового отчета Минэнерго Азербайджана, в 2024 году по нему было перекачано всего лишь 90 тысяч тонн нефти, в 2023-м — 150 тысяч тонн. Компания BP-Azerbaijan сообщала, что нефтепровод Баку — Супса не заморожен и находится в состоянии полной готовности начать транспортировку нефти в любой момент.

«Мы рассматриваем все маршруты для экспорта казахстанской нефти, в том числе и Баку — Супса. Я не говорил, что он является коммерчески непривлекательным, но, если рассматривать географически, наша нефть сейчас идет по системе Атырау — Самара и напрямую попадает через Российскую Федерацию на Черное море. То есть мы в Казахстане ее сдаем и получаем тот же объем нефти на черноморском побережье в Новороссийске», — пояснил министр.

По его словам, экспорт казахстанской нефти по трубопроводу Баку —  Супса с выполнением погрузочно-разгрузочных операций в портах Актау и Баку обойдется дороже поставок по российскому маршруту.

«В случае с Баку — Супса нефть будет загружаться в танкера в порту Актау, разгружаться в порту в Баку, затем загружаться в систему Баку — Супса, и мы будем ее получать на Черном море. То есть это двойная погрузка-разгрузка. И по экономическим показателям это будет дороже стоить для наших грузоотправителей. Поэтому вопрос использования Баку — Супса сейчас изучается», — сказал министр.

Аккенженов также отметил, что для экспорта казахстанской нефти по трубопроводу Баку — Супса дополнительных финансовых вложений в модернизацию этого нефтепровода не потребуется.

«Баку — Супса на данный момент используется под техническую нефть, и его можно использовать в случае, если Казахстан договорится с азербайджанской стороной», — сказал Аккенженов, не уточнив, что именно должно стать предметом переговоров: размер тарифа за транзит или готовность принять нефть из Казахстана.

Нефтепровод «Дружба»

Беспокойство вызывает еще один альтернативный трубопровод, но теперь уже в другой части Евразии. Несколько дней назад Украина нанесла несколько ударов беспилотниками по инфраструктуре нефтепровода «Дружба». Последствия ударов пришлось устранять российским специалистам, из-за чего поставки нефти в Венгрию и Словакию прервались на двое суток.

Что касается интересов Казахстана, то по нефтепроводу «Дружба» республика в текущем году обязалась поставить около 2 миллионов тонн нефти в Германию.

«На сегодняшний момент транзит казахстанской нефти идет без задержек. Нефть сдается в систему Транснефти в нормальном режиме», —  успокоил Ерлан Аккенженов на вопрос о поставках в Европу.

Фото автора

Читайте в свежем номере: