Май — разгар посевной в стране. Где-то работы уже на завершающем этапе, а на севере только в начале пути. Как говорится, день год кормит. Поэтому от того, как сейчас посеют, летом польют и защитят от вредителей, а осенью уберут и сохранят, зависит, что и по какой цене будет на столе казахстанцев.
Что в землю упало
По данным Министерства сельского хозяйства на 7 мая, в регионах страны засеяно почти 2,1 миллиона гектаров сельхозугодий. Наиболее активно кампания проходит в южных регионах страны, что и неудивительно — климат позволяет. Вслед за Туркестанской, Жамбылской, Алматинской областями и областью Жетысу в посевную кампанию вступили Восточно-Казахстанская, Костанайская, Акмолинская, Кызылординская, Павлодарская и другие области. Зерновыми культурами уже засеяно 942,1 тысячи гектаров, кормовыми — 242,8 тысячи, масличными — 492 тысячи, хлопчатником — 118,8 тысячи, овощами — 71,8 тысячи, бахчевыми — 57,7 тысячи, картофелем — 32,5 тысячи, сахарной свеклой — 15,6 тысячи, рисом — 26,3 тысячи гектаров. Чтобы можно было сеять и пахать, выделена 401 тысяча тонн дизельного топлива по цене 254 тенге за литр (на 15 процентов ниже рыночной). Заключены договоры на поставку 866,8 тысячи тонн минеральных удобрений. Всего, по данным министерства, в текущем году общая посевная площадь составит 23,7 миллиона гектаров, что на 413 тысяч больше, чем в прошлом году.
Меры господдержки
Они, конечно, есть. Особенно в свете того, что на четвертом заседании Национального курултая была заявлена цель: в ближайшие пять лет увеличить валовый выпуск продукции и производительность труда в отрасли в два и три раза соответственно. По мнению экспертов института общественной политики, нынешний аграрный сезон характеризуется рядом показателей. Речь об увеличении площадей посевов и диверсификации посевов — площадь высокорентабельных культур будет увеличена на 750 тысяч гектаров, в том числе масличных культур — на 365 тысяч. Кстати, последние показали небывалый спрос на мировом рынке. Есть и льготное кредитование весенне-полевых работ, которое увеличилось. И кредитование сельхозтехники в лизинг. Правда, по мнению руководителя Национального союза сельскохозяйственных кооперативов Казахстана Мырзахмета Уксикбаева, государственная поддержка в АПК не для всех.
«Получателей всего два процента. Из них 13 процентов получают все виды поддержки, это 14 крупных компаний. Остальные за бортом. Потом субсидия постоянно меняется и исключаются виды. Усиливают критерии, и многие не попадают под эти категории и лишаются господдержки. Нет гарантии в господдержке. Освобождение от НДС и пошлины хотя бы для сельхозкооперативов надо оставить как в Кыргызстане», — написал он на своей странице в Facebook.
Другая проблема, которая вскоре накроет аграриев, — это новые тарифы на воду. Об этом на правительственном часе в Мажилисе Парламента сообщил министр водных ресурсов и ирригации Нуржан Нуржигитов. По его словам, существенную роль в стимулировании экономного использования воды играет тарифная политика.
«С учетом этого сегодня нами ведется разработка новой методики формирования тарифов, которая будет предусматривать дифференциацию тарифа в зависимости от вида культур, объемов потребления воды и наличия водосберегающих технологий», — сказал министр.
Правда, фермерам разрешили строить бассейны для сбора талой воды без разрешений. Они могут строить бассейны и другие емкости для сбора до двух миллионов кубометров талой воды в сельскохозяйственных целях без прохождения разрешительных процедур. Идея вроде не плохая. Правда, под эти самые бассейны необходима дополнительная земля. Можно, конечно, кооперироваться с соседями, но не создаст ли это споров, кому сколько воды причитается?
Эффект Энгеля по-казахстански
Речь о закономерности потребительского поведения, которое впервые описал немецкий ученый Эрнст Энгель еще в 1857 году. Согласно ему, по мере роста доходов расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения, а структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Так вот, из-за удорожания ГСМ, поливной воды, кредитов на технику и прочее продукты питания в результате становятся все дороже для потребителя. Сегодня они съедают половину доходов населения. По данным TENGENOMIKA, в Казахстане на питание уходит почти 2900 долларов в год на человека, что составляет около 50 процентов всех потребительских расходов. Для сравнения: США — 3500 долларов, но это 6-7 процентов расходов; Швейцария — 4100 долларов, 9 процентов от трат; Кения — 900 долларов, или 58 процентов расходов. То есть мы на уровне африканской страны?