Банки Казахстана не выполняют неоднократные требования Президента РК Касым-Жомарта Токаева о расширении своего участия в развитии реального сектора экономики страны. Такой вывод напрашивается из обнародованного расклада Бюро национальной статистики (БНС) об инвестициях в основной капитал в 2024-м и за пять месяцев с начала текущего года.
Инвестиции в основной капитал (ИОК) — это вложения средств для получения позитивного эффекта за счет строительства, расширения, реконструкции и модернизации объектов, а также покупки оборудования, техники, транспорта и других осязаемых ценностей. В животноводстве это затраты на формирование и увеличение основного стада, в земледелии и лесоводстве — на расширение и интенсификацию (повышение урожайности) площадей посевов сельхозкультур и многолетних насаждений. Иначе говоря, ИОК — это вложения в развитие и наращивание экономического потенциала с конечной целью повышения благосостояния народа.
Расклад статистиков
По данным БНС, в 2024 году объем ИОК за счет всех источников финансирования превысил 19,4 триллиона тенге. Это на восемь процентов больше, чем годом ранее. ИОК выросли в 13 регионах, а также в Астане и Алматы. В лидерах Карагандинская, Жетысуская и Туркестанская области, где ИОК увеличились на 64-44 процента. Снижение ИОК произошло в пяти регионах, в том числе в трех западных нефтегазодобывающих областях, на 3,7-31,8 процента.
БНС сообщает, что в технологической структуре ИОК 67,2 процента затрат пришлись на строительство и капремонт, 28,7 процента — на приобретение и ремонт техники, оборудования и транспорта, 4,1 процента — прочие затраты. Лидеры — малые предприятия, на счету которых около 10,7 триллиона тенге ИОК. Крупные предприятия вложили в основной капитал свыше 6,6 триллиона, средние — более 2,1 триллиона тенге.
Главная в отчете БНС информация, ставшая отправной точкой для нашей публикации: преобладающие источники ИОК — собственные средства хозяйствующих субъектов, объем которых в 2024 году превысил 12,2 триллиона тенге — 62,9 процента общего объема ИОК. «Бюджетные средства составили 21,6 процента от общего объема инвестиций в основной капитал, по сравнению с 2023 годом увеличившись на 40,4 процента, — уточняет БНС. — Доля банковской сферы в финансировании реального сектора экономики в общем объеме инвестиций в основной капитал занимает четыре процента, другие заемные средства — 11,5 процента».
Четыре процента в финансировании реального сектора экономики в общем объеме ИОК — это последнее место среди хозсубъектов по ИОК и их источников в 2024 году. И на этом последнем месте — банки. Они же в хвосте расклада БНС об ИОК в текущем году: банковские кредиты для ИОК потянули на целых 3,6 процента из 5,95 триллиона тенге инвестиций в основной капитал в январе — мае 2025-го.
Критика Президента и системность проблемы
Касым-Жомарт Токаев критикует кредитную политику отечественных банков с 2019-го, то есть с года вступления в должность главы государства. «Национальному банку надо срочно вносить коррективы в проводимую политику, — требовал Президент 15 октября 2019 года на совещании по экономическим вопросам. — По данным регулятора, более 50 процентов в каждом секторе экономики — это устойчивые и финансово независимые предприятия, представляющие интерес для банков. Однако они не заинтересованы в привлечении банковских кредитов. Почему? Возможно, это означает, что эти предприятия считают непривлекательными для себя условия, диктуемые коммерческими банками. Стоя перед дилеммой — обеспечение стабильности финансового сектора или развитие кредитования реального сектора, Национальный банк должен принять рациональное решение».
«Экономике нужны деньги, — заявил Касым-Жомарт Токаев 1 сентября 2023 года, выступая с Посланием народу Казахстана на открытии очередной сессии Парламента РК. — Чистая прибыль банков за прошлый год составила почти полтора триллиона тенге, за первую половину текущего года — более триллиона тенге. Такая сверхдоходность — не результат эффективной работы банков, а в основном следствие высокой базовой ставки, которую Национальный банк использует для борьбы с инфляцией. Правительству и Парламенту следует рассмотреть возможность более справедливого перераспределения этой прибыли с учетом интересов государства. Актуален и вопрос с огромными доходами финорганизаций от размещения ликвидности в государственных ценных бумагах, которые при этом не облагаются налогами. В этом нет логики и государственного подхода. Правительство уже разбирается в этой парадоксальной ситуации».
Но ни Нацбанк, ни Правительство, ни Парламент не справились с требованиями Президента — это явствует из Концепции инвестиционной политики государства до 2029 года. В ней сказано: «Анализ ИОК выявляет ключевые тенденции: снижение доли ИОК к ВВП, уменьшение доли внешних инвестиций, низкий уровень участия банков второго уровня в кредитовании основных фондов».
Системность проблемы очевидна из картины ИОК в Казахстане за последнее 20-летие. В 2005-м ИОК достигали в стране трети (!) ВВП, но с тех пор неуклонно снижались и с 2011-го колеблются вокруг 15 процентов ВВП, подчас не достигая этой отметки.
Корень зла
«Не может не беспокоить, что доля инвестиций в основной капитал в ВВП страны снижается, — говорил Президент на расширенном заседании Правительства 7 февраля 2024 года. — Другими словами, в экономику не вкладывается достаточно средств, чтобы в последующие годы хотя бы поддерживать текущие темпы роста. Нужно существенно увеличить приток внешних и внутренних инвестиций».
«Приходится констатировать, что кредитование реального сектора экономики по-прежнему находится не на должном уровне, — отмечал Касым-Жомарт Токаев в Послании народу 2 сентября 2024 года. — Не решен и вопрос достаточного фондирования малого и среднего бизнеса. Это негативным образом сказывается на деловой активности в стране, устойчивости и поступательном росте экономики. Поэтому Правительству и Национальному банку предстоит сообща выработать оптимальное решение данной проблемы. Нужно стимулировать банки вкладывать больше средств в экономику».
При этом глава государства сослался на международных экспертов, которые относят казахстанские банки к одним из самых прибыльных в странах, богатых ресурсами. «Поэтому речь идет и о справедливом налогообложении данного сектора, — отмечал Касым-Жомарт Токаев. — Уплачиваемые банками налоги должны быть соразмерны дивидендам их акционеров. Данный подход выглядит особенно логичным на фоне государственной помощи, оказанной банкам». Уточним от себя: эта государственная помощь частным коммерческим банкам Казахстана исчисляется за последнюю четверть века десятками триллионов тенге.
А вот, по мнению главы государства, и корень зла. «Нам нужен новый закон о банках, отвечающий актуальным задачам стимулирования экономической активности и дальнейшего динамичного развития финтехсектора, — подчеркнул Президент в Послании-2024. — Действующему закону почти 30 лет, он был принят в совершенно других реалиях».
Пожелания дилетантов
Действительно, Закону «О банках и банковской деятельности в РК» в августе текущего года стукнет 30 лет. С тех пор он неоднократно корректировался, но его суть остается прежней, позволяющей банкам на законных основаниях руководствоваться первым делом корпоративной и личной выгодой. В этом нет ничего удивительного — так работает и живет вся хищная мировая финансово-банковская система со времен ростовщиков. Уж если в США даже государственными деньгами рулит частная (!) Федеральная резервная система (ФРС, Центробанк), оказывающая решающее влияние на все мировые финансы, то этим о банкирах сказано все.
Поэтому можно не сомневаться в скрытом от посторонних глаз, но мощнейшем сопротивлении казахстанских банков новому отечественному закону о них в интересах развития экономики, государства и народа. Посмотрите на ту же статистику. Из года в год она показывает, что экономика и львиная доля населения Казахстана скорее не живут, а выживают, но банки при этом отнюдь не бедствуют. И зарплаты-премии-дивиденды там одни из самых высоких по стране, и сидят они в респектабельно-комфортных зданиях и помещениях, и разъезжают банкиры на дорогущих автомобилях — как служебных, так и личных. Зачем им что-то менять во имя отечества?
Тем не менее, не будучи профессионалами в финансово-банковской сфере, рискнем высказать пожелания, по нашим сведениям, для уже идущей разработки нового закона об отечественных банках.
Первое. В этой разработке еще до того, как проект закона поступит на рассмотрение Парламента, решающее слово не должно принадлежать действующим банковским работникам, в том числе Национального банка. Нельзя отдавать аналогичное слово уже на стадии разработки и фактическим лоббистам банковской системы — Ассоциации финансистов РК и иже с ней.
Второе. Закон должен содержать однозначный запрет на участие в акционерном капитале банков действующих госслужащих любого уровня, их родственников и других связанных, в том числе неформально (друзья), с ними лиц. Государство, если оно рекрутирует в ряды госслужащих выходцев из бизнеса, должно обязать последних прекратить любые связи с банковской системой за исключением обычных банковских счетов и кредитов. В том числе обязать продавать приходящего на госслужбу человека имущество и ценные бумаги, связывающие его с банком. И продавать не втихую родне-друзьям, а на открытых торгах с конкурирующими предложениями о цене покупки.
Недемократично? Еще как! Но во главу угла при разработке закона должны быть поставлены, на наш взгляд, не демократия и права человека, а целесообразность и справедливость. Не будем забывать: несправедливость, коей в деятельности банков по отношению к клиентам избыток, была и остается источником революций, бессмысленных, но жестоких бунтов и прочих неприятностей.
Третье пожелание касается экспертизы крупных проектов в реальном секторе, на реализацию которых просят кредиты предприятия. Сейчас эту экспертизу проводят банки, решая самостоятельно, выдать кредит или нет. Оставлять эту практику без изменений мешает плохая репутация банков в реальном секторе. Так не лучше ли передать в новом законе экспертизу значимых проектов государству, возможно, создав для этого новое ведомство? Вариант — отдать такую экспертизу в конкурентную среду. В любом случае оставлять экспертизу безраздельной вотчиной банков нельзя.
И последнее. Новый закон о банках был нужен Казахстану даже не вчера, а позавчера. Так что с ним надо не затягивать.