Видеообращение к Президенту РК от имени Альянса бухгалтеров и аудиторов Казахстана направили его учредители Альмира Шарафутдинова и Гульнара Бекенова, а также председатель бизнес-клуба «Алтын Орда» Мархаббат Балгабай. Они протестуют против повышения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 12 до 16 процентов и снижения регистрационного порога для его уплаты с 20 000 до 3800 месячных расчетных показателей (МРП).
Позиция альянса
Если приведенные показатели станут нормами нового Налогового кодекса, то, по мнению авторов обращения, наступит коллапс бухгалтерского учета и уплаты налогов, деловая активность в республике снизится на треть, а сложное материальное положение значительной части населения способно вылиться в социальный взрыв.
«В Казахстане порядка двух миллионов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и всего 300 000 бухгалтеров, что значит один бухгалтер на семь предпринимателей, — объяснила Шарафутдинова сайту Ulysmedia.kz. — Это норма, так как многие предприниматели не являются плательщиками НДС, работают в упрощенном порядке и не ведут бухгалтерский учет. При снижении порога большинство из них попадет под НДС, и в Казахстане возникнет серьезная нехватка бухгалтеров в количестве как минимум 500 000 человек. Возникнет критическая ситуация для предпринимателей, которые никогда не сталкивались с НДС и его учетом, и в целом произойдет коллапс бухгалтерского учета».
«Многие предприниматели уже поднимают вопрос об уходе из рынка, о свертывании всех инвестиционных программ, — предупреждает Балгабай. — Бизнес не может сегодня ни планировать, ни прогнозировать. Экономика нестабильна. Нет четких ориентиров. Нет четкого понимания, куда мы идем. Обратим внимание на внешние рынки. Рядом стоят Узбекистан, Кыргызстан с более привлекательными налоговыми системами».
Со ссылкой на западных экономистов Балгабай указывает, что любое повышение налогов приводит в среднем к 30-процентному снижению деловой активности. Авторы обращения также страшатся, что, если текущий вариант Налогового кодекса РК станет законом, то возникнет риск социального бунта. Ведь повышение налогов на бизнес скажется на массе потребителей, которым и без того живется сейчас несладко.
«Для нашего населения, для нашего бизнеса шоковая терапия крайне опасна и чревата тяжелыми последствиями, — считает Балгабай. — Бизнес не выдержит такого резкого изменения в налоговых ставках. Без того сложная ситуация на рынке Казахстана — платежеспособность низкая, закредитованность высокая, на внешних рынках очень сильные конкуренты, высокая импортозависимость. Соответственно, предприниматели очень зависят от платежеспособности населения. … Налоговая реформа, по нашему мнению, носит крайне опасный характер».
Следуя совету товарища Саахова
Человеку, несведущему в реалиях экономики и налогов, впору ужаснуться от протеста представителей бухгалтерско-аудиторского сообщества Казахстана. Неужели авторы налоговой реформы настолько недальновидны, что не смогли предвидеть при попытке ее реализации даже катастрофической нехватки полумиллиона бухгалтеров?! Но, как советовал в «Кавказской пленнице» товарищ Саахов в исполнении Владимира Этуша, торопиться не будем.
Вольно или невольно уязвимость позиции Альянса бухгалтеров и аудиторов показал на недавнем IV Национальном курултае Касым-Жомарт Токаев. «В Казахстане действуют различные налоговые режимы, многочисленные льготы и преференции, они сформировали в стране подобие налогового офшора, — сказал Президент. — Появились две основные группы предпринимателей — те, кто, пользуясь лазейками в законодательстве, смогли уменьшить для себя налогооблагаемую базу, и те, кто добросовестно выплачивает все налоги. И вторая группа предпринимателей, естественно, оказалась менее конкурентоспособной».
По словам главы государства, Правительство обоснованно обратило внимание на такое явление, как дробление бизнеса с целью уклонения от уплаты налогов. «К сожалению, такое происходит сплошь и рядом, — подчеркнул Касым-Жомарт Токаев. — Опять погнались за красивыми показателями: дескать, в стране зарегистрировано более двух миллионов налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Но не проанализировали, какие это предприятия, откуда они взялись, в каком объеме платят налоги и платят ли вообще. Но упреками делу не поможешь. Нужно в срочном порядке выправлять ситуацию. Это мое обращение к Правительству и Парламенту — следует срочно внести необходимые изменения в законодательство».
Узаконенная несправедливость
Дробление бизнеса с целью минимизации уплаты налогов — старая, известная с ХХ века узаконенная несправедливость, с которой борется большинство международного сообщества. Например, соседняя Россия плотно занялась решением этой проблемы с 2014 года. Прежде всего российские законодатели размежевали дробление бизнеса на законное и незаконное.
Под первым в России понимают его деление, целью которого не является получение выгоды за счет уменьшения налоговых платежей. Легитимными для дробления бизнеса в РФ признаны всего три основания. Первое — деловая цель, в том числе исключение риска потери лицензируемого бизнеса. Второе — подготовка к продаже дела по частям. И третье — разделение риска бизнеса по географическому признаку. Подробное объяснение этих оснований легко найти в деловых интернет-источниках.
Необоснованным дроблением бизнеса российские налоговики считают его искусственное разделение на несколько компаний с целью сокращения уплаты налогов. Сюда отнесены 15 основных схем уклонения от справедливого налогообложения. Среди них:
— взаимозависимость (например, в новых компаниях учредителями становятся родственники или друзья владельцев действующих предприятий);
— у подконтрольных лиц нет основных и оборотных средств (компании-пустышки, в которых числятся только сотрудники, но нет вроде бы неизбежных расходов на коммуналку, связь и прочие нужды);
— дробление для сохранения льготного налогового режима (одна фирма создает другую, которая занимается тем же делом на том же месте);
— все денежные потоки на нескольких предприятиях контролируют одни и те же лица;
— одни и те же представители многих фирм в банках, судах, налоговых инспекциях и других учреждениях при поставке товара по доверенности и прочих случаях.
Опять же любой желающий может легко узнать об этих и других схемах из открытых источников, в которых уход от платежей в бюджет часто камуфлируется эвфемизмом «оптимизация уплаты налогов».
«Налоги — это плата за право жить в цивилизованном обществе», — Оливер Холмс-младший, член Верховного суда США в 1902 — 1932 годах.
Не нам судить, насколько российский или другой зарубежный опыт борьбы с узаконенной несправедливостью подходит Казахстану. Не беремся также рассуждать, насколько выверены критерии НДС в проекте нового Налогового кодекса РК. Это удел высококвалифицированных отечественных специалистов в диалоге с бизнесом. Но мы вправе обратить внимание на пару недавних событий и задать кое-какие вопросы.
Событие, говорящее само за себя
Первое событие — рабочее совещание Правительства РК в конце прошедшего февраля по вопросам налогово-бюджетной реформы и усилению контроля над налоговыми поступлениями.
«Из 2,3 миллиона налогоплательщиков только восемь процентов, или 137 тысячи, являются плательщиками НДС, — сообщил на совещании министр финансов Мади Такиев. — Из общего количества субъектов 81 процент работает в специальном налоговом режиме по упрощенной декларации, при этом 85 процентов из них указывают доходы до 15 миллионов тенге. Мы провели анализ взаиморасчетов субъектов, применяющих специальные (льготные. — Прим. авт.) налоговые режимы с компаниями, работающими на общеустановленном режиме. Взаиморасчеты между такими режимами выросли за последний год в два раза — с пяти до 10 триллионов тенге. При этом из общего оборота в 16 триллионов тенге по специальным налоговым режимам взаиморасчеты с общеустановленным режимом составляют 10 триллионов тенге. То есть, зарабатывая сотни миллиардов, налогоплательщики уплачивают мизерные налоги».
В связи с этим государство намерено усилить контроль над налоговыми поступлениями, в том числе ввести законодательные критерии дробления бизнеса и ограничить виды деятельности для индивидуальных предпринимателей.
Глава кабмина Олжас Бектенов согласился с Такиевым в том, что крупные бизнесмены ведут себя недобросовестно, упомянув строительные компании BI Group и BAZIS: «При миллиардных оборотах платят в бюджет суммы, которые абсолютно не соответствуют их прибыли. У нас есть полный список подобного рода крупных компаний. Там есть и крупные известные строительные компании, такие как BI Group, BAZIS и многие другие. Известные и популярные рестораны, фитнес-клубы и различные компании, работающие в других секторах экономики».
Премьер предложил в течение двух недель сдать в налоговые органы дополнительные налоговые декларации и внести справедливые суммы налогов. «Разговор будет жестким, но мы готовы к диалогу, если бизнес готов вести себя по отношению к государству справедливо», — добавил Бектенов.
Как отреагировал упомянутый бизнес? Компания BI Group публично отвергла упреки и заявила, что у нее в уплате налогов все в порядке. Но чуть позже стало известно, что и BI Group, и BAZIS исправили свои декларации и доплатили налоги. И это второе событие, говорящее само за себя.
Возвращаясь к протесту Альянса бухгалтеров и аудиторов, невозможно обойтись без целого ряда вопросов. Например, сколько возникнет в республике новых налогоплательщиков НДС при понижении порога регистрации для обязательности его уплаты? Сколько всего станет в республике бизнес-налогоплательщиков после ликвидации фирм-пустышек и создания заслона корыстному дроблению предпринимательства? Как полученные значения будут соотноситься с количеством казахстанских бухгалтеров и аудиторов не только сегодня, но и завтра с учетом выпускников финансово-экономических вузов? Как в Казахстане продвигается в количественных и качественных показателях автоматизация бухгалтерского учета для прозрачности уплаты налогов? Насколько эффективен в этом деле искусственный интеллект, повышает ли он производительность бухгалтерского труда?
Это лишь малая толика вопросов, которые наверняка имеются и еще возникнут у профессионалов бухучета и налогообложения. Ответить на них и достигнуть взаимопонимания между бизнесом и государством позволят лишь непредвзятые анализ и выводы с участием всех заинтересованных сторон. Без решения обозначенной Президентом проблемы невозможно сказать, чего больше в страхах о нехватке бухгалтеров, коллапсе учета и социальном взрыве — обоснованной тревоги или лукавства с целью сохранить порочную практику.