Иностранные компании, в том числе маркетплейсы, за предыдущие несколько лет выплатили в бюджет республики около 58 миллиардов тенге налоговых поступлений. Но это вряд ли сильно отразилось на их прибыли.
Еще несколько лет назад интернет-магазины, в том числе отечественные, сложно было назвать серьезными представителями электронной коммерции, да и количество их особо не впечатляло. Все изменила ситуация с пандемией, и сегодня все больше потребителей приобщается к виртуальному шопингу.
Изначально казалось, что использовать интернет в качестве дополнительной торговой площадки не только выгодно, но и удобно. Сегодня уже никого не удивить онлайн-покупками, причем продавать умудряются все — от фотографий и бытовой техники до программного обеспечения, от коробка спичек и фильмов до одежды и недвижимости.
Вот только в силу разных причин сегодняшние отечественные интернет-магазины пока не вполне соответствуют тому, чем они должны были являться на самом деле. Или хотя бы тому, что представляют собой их зарубежные аналоги.
Для сравнения: ежедневно полмиллиарда граждан Китая совершают покупки в сети на сумму почти два миллиарда долларов. В то же время, по мнению специалистов, дело еще и в количестве «настоящих» ресурсов, поскольку интернет-магазины — это не группы в социальных сетях, а они больше похожи на интернет-киоски, чья задача — заказ и доставка в Казахстан вещей по списку из интернет-магазинов других стран.
Классический интернет-магазин — это сайт, ориентированный на предварительный заказ определенного выбранного товара, на который должна быть указана четкая цена не только на данном сайте, но и возможность расценок желаемого товара на других сайтах продаж, а также отзывы о нем.
Кроме того, на сайте должны быть функция «корзины» и возможность оплаты для покупателя несколькими удобными для него способами на выбор. Плюс покупателю также должны быть предоставлены выбор доставки и просмотр статуса заказанного товара, в буквальном смысле «от двери до двери».
Но отечественные предприниматели в большинстве своем не особо горят желанием осваивать рынок e-commerce. А потому на слабо еще освоенный казахстанский интернет-рынок приходят зарубежные игроки, которые не только начинают занимать пустующие ниши, но и наращивать объемы продаж. В качестве примера можно назвать маркетплейс по продаже товаров для здоровья iHerb. Он, как отмечают налоговики, «практически лидер» по налоговым поступлениям в бюджет РК среди подобных ему структур.
Тогда как казахстанский интернет-рынок, по мнению экспертов, несмотря на большое количество возможностей, к сожалению, имеет немало проблем.
Во-первых, это, возможно, некое недоверие покупателей к отечественным интернет-магазинам как таковым. И немалую роль здесь играет ценовая политика. Во-вторых, слабая логистика, когда многие товары, выбранные покупателем, просто-напросто (и зачастую) могут быть аннулированы продавцом с попыткой слабой отговорки «недоступен у поставщика».
Так вот, с начала нынешней осени цены снова неудержимо поползли вверх. И тут особой предприимчивостью отличились как раз такие интернет-площадки, число которых сегодня в Казахстане превышает 1700 самостоятельных интернет-магазинов и около 20 электронных торговых площадок — маркетплейсов. При этом структура рынка электронной коммерции в стране на 68 процентов состоит из торговли товарами и на 32 процента — из сферы по предоставлению услуг.
Рекордсменами, поднявшими расценки на продаваемые товары, исходя даже просто из комментариев в социальных сетях, стали российский онлайн-магазин Wildberries (его выручка, по некоторым данным, превысила 130 процентов), а также казахстанская интернет-площадка Flip.kz с динамикой (тоже по предварительным данным, в 110 процентов). Оба интернет-магазина входят в топ-25 крупнейших торговых интернет-площадок Казахстана. По ценам сегодня их догоняет и крупнейший онлайн-гипермаркет Ozon.
Кстати, тот же самый Wildberries примерно полтора года назад убрал из сетки обслуживания возврат неподходящих по самым разным причинам товаров. Что касается интернет-магазина Flip.kz, который и без того может иметь около 30 процентов накрутки, уже заложенной в стоимость товара, то и он в очередной раз стал поднимать цены. Чем был продиктован столь резкий скачок? Телефонный запрос дал только один ответ — дескать, данная интернет-платформа полностью зависит от поставщиков. Иными словами, от целой армии посредников, которых, кажется, можно насчитать больше, чем самих производителей.
В итоге, согласно данным представителей Агентства по защите и развитию конкуренции РК, онлайн-магазинам, особенно тем, чья штаб-квартира находится за пределами республики, но торговля ведется на территории РК, часто невозможно предъявить обвинение даже в ценовом сговоре, так как у каждой площадки — своя политика, свои сроки и свои поставщики.
Фото Талгата Галимова