«Пришло время затянуть пояса и жить по средствам», — Касым-Жомарт Токаев принял участие в расширенном заседании Правительства, выступив там практически с программной речью. Теперь этому самому Правительству предстоит принять сложные решения и главное — претворить их в жизнь, чтобы предотвратить стагнацию экономики и обеспечить ее устойчивое развитие.
Расширенное заседание Правительства под председательством Президента стало главным событием в январской Астане. Как правило, на таком заседании не только подводятся итоги, но и даются системные поручения по социально-экономическому развитию, звучат сигналы рынку и принимаются кадровые решения.
— Многие ждали жесткой критики со стороны Президента в адрес Правительства и кадровых решений вплоть до смены кабинета. Вспоминали события годичной давности, когда Касым-Жомарт Токаев отправил прежнее Правительство в отставку за несколько дней до обещанного итогового заседания. На этот раз пронесло. Касым-Жомарт Токаев, судя по всему, в целом работой Правительства по инфраструктуре, логистике, сельскому хозяйству, энергетике доволен. Президент призвал «избавиться от излишней бюрократии», но это, пожалуй, была одна из немногих «шпилек» в адрес Кабинета министров, — подчеркнул политолог Данияр Ашимбаев.
Вот только львиная доля поручений главы государства стала повтором ранее данных заданий с учетом фактического исполнения и анализа возникших проблем. Президент поручил Правительству и Национальному банку «принимать смелые, неординарные, но выверенные решения». В ответ Правительство запросило повышение НДС и снижение социального налога. Тогда Касым-Жомарт Токаев порекомендовал «затянуть пояса и жить по средствам», а говоря о социальном налоге, заметил, что «лишать акимов стимулов, прежде всего финансовых, вероятно, будет неправильно».
Кроме того, как отметил Ашимбаев в своем телеграм-канале, «менять премьера сейчас — это демонстрировать слабую позицию по кадрам и нестабильность в политике».
— К тому же нынешний кабинет должен закончить отопительный сезон, провести повышение тарифов и либерализацию цен на рынке ГСМ, побороть паводки, принять новое налоговое законодательство и принять решение по АЭС. Это, скажем так, миссия этого Правительства, и от того, как оно с ней справится, будут зависеть и его будущее, и ситуация в стране. Пока же большинство вице-премьеров и министров работают вполне адекватно, а местами даже хорошо. Кое-кого можно и заменить, но можно и заставить работать лучше, — подчеркнул эксперт.
Вот только вряд ли наметки налоговой реформы, исходящие от чиновников, и о которых «по следам заседания Правительства» говорит финансовый аналитик Андрей Чеботарев в своих соцсетях, могут прийтись по вкусу казахстанцам. В том числе это касается и возможного повышения ставки НДС.
Указывая на слабые стороны предложенного, Чеботарев в первую очередь отмечает «сильное инфляционное давление».
— Высокая нагрузка на малый бизнес. Предприятия, не имевшие опыта с НДС, сталкиваются с дополнительными расходами на бухучет, отчетность и администрирование. Малый бизнес с узкой маржой может уйти в тень или закрыться, не справившись с резким налоговым бременем. Повышение административных издержек для государства. Расширение круга плательщиков в 3-4 раза создает риск перегрузки налоговых органов. Необходимы модернизация IT-систем, обучение сотрудников и усиленный контроль за возмещением НДС и выявлением фиктивных схем, — перечисляет он. Добавляя: — Вероятность неполной реализации ожидаемых поступлений, если часть бизнеса уходит в тень, занижает обороты, искусственно «дробится» или применяет схемы для ухода от НДС, и тогда реальный прирост бюджета может быть меньше заявленных 5-7 триллионов тенге.
Более того, полагает эксперт, это и «недовольство из-за роста цен, причем резкое подорожание товаров первой необходимости и услуг особенно болезненно для населения с низкими доходами». Это и «охлаждение экономики, и сокращение внутреннего спроса». Плюс «увеличение нагрузки на бизнес и рост цен может привести к замедлению деловой активности, снижению покупательной способности, тогда как падение спроса во многих сегментах оборачивается снижением ВВП и потенциалом для рецессии».
— Усиление теневой экономики. Если новое налоговое бремя будет слишком тяжелым, предприниматели могут массово скрывать выручку, работать без чеков, использовать фиктивные схемы. При слабом контроле и высокой административной нагрузке ожидаемый рост бюджетных доходов не будет достигнут, — заключил аналитик.
В то же время, по мнению политолога Газиза Абишева, «экономика сильно зависит от бюджетных расходов».
— Но в бюджете дисбаланс. Запланировано много трат, которые не обеспечены соответствующими налоговыми поступлениями. Решать эту проблему нужно с двух сторон. С одной стороны, «затянуть пояса», то есть поумерить аппетиты и снять со спины верблюда несколько тюков. Будь то чрезмерное субсидирование, непродуктивные расходы и прочие неэкстренные и нефундаментальные траты. С другой — усилить перераспределение через расширение и углубление налогооблагаемой базы посредством увеличения некоторых налогов. Болезненная, но необходимая для стабилизации бюджета мера, — уверяет эксперт, параллельно пытаясь предложить альтернативу.
— Бюджет финансирует образование, здравоохранение, армию, инфраструктуру, социальную поддержку. Многое из этого надо будет существенно порезать. Бюджет зарабатывает на экспорте сырья за валюту. Обвалить курс, и за те же доллары будет намного больше тенге. Казахстанская экономика имеет запас прочности в виде Нацфонда. Можно проесть Нацфонд, променяв долгосрочную стабильность на краткосрочную. Ну или занять много денег у иностранных кредиторов и обслуживать проценты. В Казахстане нет денег. Нет того нефтяного дождя, живительно поливавшего сухую экономику 20 лет назад. Деньги нужно привлекать из-за рубежа, и это важно как никогда. Без инвестиций сами не справимся, — делится Абишев в своих соцсетях.
Кстати, говоря о реализации крупных инвестиционных проектов, Касым-Жомарт Токаев «расставил страны-партнеры в следующем порядке: Китай, Россия, США, страны ЕС и Ближний Восток».
Однако не только вопросы налогов и инвестиций важны для страны. Политолог Данияр Ашимбаев указывает на еще «одно важное обстоятельство».
— Касым-Жомарт Токаев в отличие от многих политиков и чиновников нацелен не только на сегодняшнюю повестку, но и на вопросы стратегии. Даже не стратегии, а адаптации Казахстана к будущим вызовам. На вызов новой американской администрации Президент вежливо отметил, что «претерпит большие изменения и климатическая повестка, что повлечет за собой ревизию подходов к развитию зеленой энергетики». А ведь развитие зеленой энергетики долгое время было базовым во всех стратегиях. Но по другим сферам — развитию искусственного интеллекта, цифровых активов, атомной энергетики, ресурсосбережению, электронной торговли — у Президента есть далеко идущие планы, — говорит эксперт.
На это же указывает и политолог Газиз Абишев, по мнению которого, «разбираясь с текущими проблемами, Казахстану нельзя забывать о долгосрочном развитии».
— Цифровизация и искусственный интеллект в ближайшие годы будут главным фактором экономического роста в мире. Нельзя отставать, нужно разрабатывать и внедрять как можно быстрее и эффективнее. И обеспечивать эти отрасли всем необходимым, в первую очередь электрической энергией. Хватит стенать, нужно взять и построить мирную атомную энергетику как часть мощной профицитной национальной энергетической системы. Иначе, пока мы заламываем руки, мир убежит далеко вперед, а мы так и останемся цивилизацией разговоров, переживаний и необоснованной гордыни, — уверен Абишев. Добавляя, что «это сложный разговор, но он нужен».
— В стране должно пройти ощущение того, что мы можем и дальше сыто жить на нефтяной ренте. Эти времена ушли безвозвратно. Бережливость, рационализм, дисциплина и адский труд — единственное, что может вытащить нас из воронки долгосрочной стагнации, — считает он.
К слову, об АЭС. По мнению Ашимбаева, «строительство двух АЭС одним оператором было бы проще, так как разные компании используют разные технологические типы реакторов».
— Если строительство доверить двум разным компаниям, это позволит снизить политическое напряжение. Чтобы снять политическую остроту конфликта, допустим, один проект — Росатома, а другой, условно говоря, будет французским или корейским. И это снимет политическое давление, — полагает эксперт.
И да, не связан ли приезд российского премьера с все ближе «надвигающимся» часом Х принятия решения, касающегося выбора вендоров? Тем более что вроде как в предыдущие несколько дней упоминается возведение еще и третьей АЭС… Плюс три ТЭЦ, которые в Казахстане будут строить россияне.
В заключение хотелось бы привести несколько высказываний аналитика Талгата Калиева, которыми он в рамках прошедшего расширенного заседания Правительства поделился в своих соцсетях.
— В своих прежних выступлениях и недавнем интервью Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно критиковал экономический блок Правительства, сменил не так давно назначенного министра. Очевидно, это является однозначным свидетельством неспособности сегодняшнего МНЭ реализовать поставленные задачи. Сегодня мало кто помнит, но в тучные нефтяные годы страна обходилась без министерства национальной экономики. Быть может, проблема экономики и в самом деле заключается в самом факте существования профильного министерства? И его упразднение не только позволило бы существенно сократить расходы на его содержание, но и устранить лишний барьер между Минфином и администраторами бюджетных программ? — спрашивает Калиев. Попутно затрагивая проблему продовольственной безопасности и предлагая переформатировать Минсельхоз.
— Продовольственная безопасность ярко охарактеризована недавним всплеском цен на картофель. Мало кто помнит, что осенью появлялись посты и рассылки в чатах о вываленных гуртах картофеля, который производители были вынуждены выгрузить на полях и свалках по причине отсутствия достойной закупочной цены. И здесь встает вопрос о прогностических способностях Минсельхоза, которое, возможно, следовало бы переформатировать в министерство аграрной промышленности. Что заставило бы чиновников изменить целеполагание в сторону стимулирования производства конечной продукции и открытия новых технологических цепочек. Кстати, отмена субсидий и передача этих средств в Агробанк тоже привели бы к существенной экономии и повышению эффективности госинвестиций, — предлагает аналитик.
Необходимым Талгат Калиев полагает и решение проблем «многострадальной инфраструктуры, включая транспорт, поскольку развитие среднего коридора выступает для нас важным приоритетом».
— Здесь все упирается в пропускную способность наших железнодорожных магистралей, поскольку по одним путям у нас ходят и пассажирские, и грузовые составы. В результате они не способны обеспечить ни первое, ни второе направления. Решением могло бы стать открытие неба до 9-го уровня с разрешением для зарубежных компаний совершать перелеты внутри страны. Это привело бы как к снижению цен до европейских, где можно перелет между столицами совершить даже за девять евро, так и к появлению прямого сообщения между регионами. При таких условиях казахстанцы предпочли бы авиатранспорт, позволив многократно разгрузить железную дорогу, — утверждает он. Подчеркнув, что «все это должны предлагать наши многочисленные госхолдинги «Самрук», «Байтерек», «Казагро», вопросы о целесообразности существования которых поднимаются регулярно».
— Может, к ним в самом деле стоит прислушаться? Мы ведь когда-то прекрасно обходились без них, — заключил эксперт.