Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаПромышленность

Золотой цемент рудненского завода

Как чувствует себя рынок строительных материалов в Казахстане

В конце 2010 года в городе Рудном Костанайской области решили построить цементный завод, замахнувшись на мощность 500 000 тонн продукции в год. И никто не мог предположить тогда, что на его строительство уйдет не одна пятилетка. Хотя такие истории уже становятся национальной особенностью. 

Кто-то сглазил? 

Первоначально планировалось, что новое производство введут в эксплуатацию во втором полугодии 2012 года. Но проект оказался долгоиграющим. Строительство нового промышленного объекта как-то сразу не заладилось. Прежде всего по финансовым причинам. К примеру, в 2013-2014 годах стройка остановилась на девять месяцев. Ни шатко, ни валко прошел и 2015-й. В 2017 году ждали выделения дополнительного финансирования. И вот в 2018-м как будто уже рапортовали о завершении строительных работ. 

Установлено оборудование китайского производства, шеф-монтаж и пусконаладку осуществляла компания «Синома» из КНР. За эти годы в рудненский «цемент» вложили около 18 миллиардов тенге. Цифра немалая по тем временам, да и сейчас — тоже. Причем была задействована и государственная помощь. По данным акимата Костанайской области, только через программу «Дорожная карта бизнеса-2020» субсидировали процентную ставку перед Сбербанком на 1,350 миллиарда тенге, 750 миллионов тенге выделили на инженерные коммуникации. На железнодорожные пути — почти 600 миллионов тенге. Но даже этого оказалось мало. Руководство завода просило власти отремонтировать автомобильную дорогу до города, а это 7,9 километра, и сумма на тот момент варьировалась от 400 до 700 миллионов тенге. Кстати, для строительства завода даже расширили границу города на 500 гектаров. 

Пациент жив или мертв?

В декабре 2018 года завод все же запустили. В августе 2019-го на нем побывал Премьер-министр (на тот момент — Аскар Мамин), который выразил уверенность, что государство поддержит предприятие и оно будет стабильно работать. Руководство завода сообщило ему, что сырье для завода в основном казахстанское, только доменный шлак и гипс приобретают в России. Даже предъявили сертификаты на всю продукцию. 

Но с октября 2020 года предприятие, на которое возлагал большие надежды моногород Рудный, ушло в простой по причине процедуры реабилитации. Образовались просрочка по кредитам, долги по заработной плате. Летом 2022 года завод вновь заработал после простоя длиной в год. Директор Василий Заярный даже провел экскурсию для прессы и общественности. 

«Мы можем продукцию навалом отгружать. Хоть машинами, хоть вагонами, в биг-бегах, или тарированный цемент в 50-килограммовых мешках. Чтобы претендовать на скидки, необходимо закупить минимальную партию цемента 500 тонн. Это, конечно, предусмотрено для крупных потребителей. Производственная мощность завода: со следующего месяца будем выпускать 42 000 тонн цемента в месяц, за этот год планируем выпустить 270280 тысяч тонн. В последующем будем выпускать 45-47 тысяч тонн ежемесячно, а в год — 500 тысяч тонн, то есть будем выходить на проектную мощность», — рассказал тогда он. Тогда же обмолвился, что план реабилитации завода рассчитан на шесть лет. 

Какова нынешняя ситуация на предприятии, выяснить не удалось. Телефоны, указанные на сайте компании, молчат. Впрочем, все же нашли сотрудника отдела кадров, который сообщил, что предприятие работает, а телефон приемной молчит, поскольку нет офис-менеджера. В городском акимате неуверенно сказали, что завод работает. Мол, несколько месяцев назад были там на экскурсии. А вот цифры произведенной компанией продукции в акимате назвать не смогли. Хотя для бюджета города любые отчисления в казну важны. Можно предположить, что завод выпускает цемент, но явно не в первоначально оговоренном объеме. 

11-НП-Плпова-рудный цемент 2.jpg

Сколько цемента надо Казахстану? 

Во время летней экскурсии 2022 года по рудненскому заводу его директор обмолвился, что работать приходится в условиях жесткой конкуренции. «Цены диктуем не мы, а рынок. В Казахстане очень большая конкуренция, очень много заводов, выпускающих цемент. К примеру, отечественные заводы могут выпустить 16 миллионов тонн цемента, а потребность рынка — девять миллионов тонн. Так что борьба за потребителя идет жесткая», — отметил директор. 

Что касается поставок за границу, то Василий Заярный заметил, что цемент — та продукция, которую везти на расстояние дальше тысячи километров нерентабельно. 

Еще в 2010 году первый вице-премьер, на тот момент Умирзак Шукеев, заявил, что увеличивать в Казахстане количество цементных заводов нецелесообразно. Как известно, объем производства цемента напрямую связан с объемами строительного рынка страны. Согласно поручению Президента страны, до 2025-го в стране планируется построить 103 миллиона квадратных метров жилья, что может позитивно сказаться на развитии производства стройматериалов. По мнению экспертов, на казахстанский рынок недвижимости большое влияние оказали ситуация на Украине, а также последовавшие антироссийские санкции. Инвесторы отказываются финансировать стройку и практически выходят из игры, сокращаются и государственные ипотечные программы. Соответственно, уменьшается покупательская способность, которая, в свою очередь, вновь приводит к уменьшению объемов строительства. Это может означать одно — спрос на цемент падает. Еще одной причиной, негативно влияющей на рынок цемента, является сокращение квот на выброс углекислого газа. Казахстан в рамках Парижского соглашения взял на себя обязательства по сокращению выбросов углерода на 15 процентов к 2030 году. 

Основные предприятия по производству цемента сконцентрированы в четырех областях Казахстана — Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Туркестанской и Жамбылской. В стране есть 15 цементных заводов общей мощностью 17 миллионов тонн цемента в год. Средняя загрузка мощностей — 60-70 процентов. Стоимость строительных материалов, по данным planradar.com, зависит от многих факторов. В частности, от типа материала, региона, спроса на рынке, качества. Например, тысяча кирпичей могут стоить от 30 до 700 тысяч тенге, а 50 килограммов цемента — от 2400 до 4000 тенге. Все зависит от региона. Объемы отечественного производства цемента достигли своего пика в 2021 году (произвели более 12 миллионов тонн) и снижаются второй год подряд. В 2022-м производство упало на четыре процента. А в январе-июле 2023-го выпуск снизился еще на пять процентов. Это связывают с замедлением темпов строительства и снижением потребления цемента на семь процентов. 

11-НП-Плпова-рудный цемент.jpg

В целом действующие заводы по производству цемента позволяют закрыть спрос на него. При этом 93 процента портландцемента производится в Казахстане, а остальные семь процентов импортируются, особенно в северные и западные регионы страны, где логистика позволяет выгоднее приобретать цемент из России. 

Возникают резонные вопросы. Зачем продолжать наращивать конкуренцию внутри страны? Насколько оправдано было строительство Рудненского завода? Но чиновники лишь разводят руками — это частная инициатива, деньги инвесторов. Так-то оно так, но ведь и государство в реализации подобных проектов играет не последнюю роль. Во всяком случае, зачастую создание инфраструктуры — обязанность местных властей, а это деньги из бюджета, не важно — республиканского или местного. Главный козырь в подобных вопросах — создание новых рабочих мест. Но не всегда пустующие вакансии есть кем заполнить, как в случае с Рудным. Люди хотят стабильности сегодня, а не обещаний на завтра. 

Читайте в свежем номере: