Казахстан, занимающий 10-е место в мире по добыче железной руды в мире, может испытывать трудности на фоне мирового снижения спроса на сталь.
В 2024 году железная руда оказалась худшим промышленным металлом: ее цены упали более чем на 20 процентов с начала года к ноябрю. По прогнозным данным международного банка ING, риски дальнейшего снижения сохранятся и в 2025 году из-за слабого спроса на сталь. Виной всему Китай, вернее, замедление экономики этой страны, где рынок недвижимости обеспечивает значительную долю спроса на металл. На него приходится около 40 процентов рынка железной руды, а спрос на нее упал более чем на 20 процентов с начала года. Международный банк ING прогнозирует, что средняя цена железной руды в 2025 году составит 95 долларов за тонну против текущей 105 долларов за тонну.
В этой связи стоит отметить, что Костанайская область, где сосредоточено более 90 процентов добываемой железной руды, может ощутить серьезный экономический дискомфорт с учетом того, что экспорт железной руды из Казахстана в Китай составляет около 35-40 процентов. В 2023 году доля Китая в экспорте железной руды из Казахстана составила 52 процента, на Россию приходилось 47. Снижение доли отправки железной руды соседям связно с санкциями. Так, основной потребитель продукции Соколовско-Сарбайского горно-производственного объединения (ССГПО, город Рудный) — Магнитогорский металлургический комбинат — попал под санкции, а он покупал до восьми миллионов тонн продукции, что составляло практически 60 процентов от объема производства. Ставку на Китай делало подразделение «Качары руда», планируя увеличить объем добычи сырья к 2027 году до 26 миллионов тонн.
Ставка на ГБЖ
В начале текущего года было заявлено, что в Рудном планируют приступить к строительству завода по производству горячебрикетированного железа (ГБЖ). Об этом проекте в АО «ССГПО» говорят более 10 лет, но все никак не запустят. Сейчас озвученный срок ввода в эксплуатацию — 2027 год. Мощность завода будет достигать двух миллионов тонн в год в первой очереди и еще столько же во второй очереди производства.
В настоящее время в России при выплавке стали преимущественно используется лом металла, снижение которого отмечается по всей стране. К тому же Казахстан продлил запрет на вывоз лома, отходов черных и цветных металлов, так что россиянам приходится искать пути снижения зависимости от рынка лома. В связи с этим эксперты все чаще упоминают аббревиатуру ГБЖ, которая становится все более актуальным сырьем. С учетом требований по декарбонизации спрос на него будет расти. Преимущества ГБЖ, такие как меньшие выбросы и высокое качество металла, делают его привлекательным для производителей. Потребление ГБЖ будет расширяться.
Когда прогнозы и реальность не совпадают
Несмотря на падение рынка, сталь по-прежнему остается незаменимым товаром для многих сфер — транспорта, строительства, инфраструктуры и, что особенно важно, зеленой энергетики и развития низкоуглеродных производств. Немаловажно, что сталь — это продукт замкнутого цикла, ее можно использовать повторно, и это тоже определяет стабильный спрос на нее, соответственно, на железную руду. Поэтому крупнейшие горнодобывающие компании, такие как BHP и Rio Tinto, учитывают нынешнее понижение цен в своих стратегиях, осознавая хорошие долгосрочные перспективы развития рынка железной руды.
Согласно данным завкафедрой мировой экономики и международных экономических отношений государственного университета управления (РФ) Евгения Смирнова, в 2025 году ожидается волна дешевых поставок железной руды из стран Западной Африки, что обусловит снижение издержек производства в мировой сталелитейной промышленности. Ряд новых проектов в Африке (в частности, в Гвинее) приведет к росту добычи железной руды. Новый год продемонстрирует все реалии рынка. Как показывает опыт, прогноз в нынешней геополитической ситуации — штука неблагодарная. Поэтому будем пока жить сегодняшним днем. Хотя без прогнозов, в том числе долгосрочных, промышленность не развивается.