Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Возвращение конопли
ЭкономикаПромышленность

Возвращение конопли

Правительство РК решилось на промышленную переработку каннабиса

С 22 ноября в Казахстане вступают в силу правила промышленной переработки конопли, не подходящей для производства наркотиков. Регламент утвержден правительственным постановлением от 7-го и обнародован 12 ноября на официальном электронном ресурсе премьер-министра республики.

Суть правил

В принятых правилах легальная конопля охарактеризована растением и сырьем с содержанием тетрагидроканнабинола (ТГК) не более 0,3 процента. ТГК — вещество, вызывающее одурманивание. Для сравнения: наркоманов и наркобизнес интересуют сорта конопли, содержащие 5-30 процентов ТГК. Правила устанавливают порядок сбора, хранения, сдачи и переработки культуры для промышленного использования, в том числе на основе глубокой переработки, в соответствии с несколькими международными ГОСТами.

Глубокая переработка каннабиса включает технологические процессы, направленные на получение продукции с высокой добавленной стоимостью в следующих отраслях. В текстильной промышленности — для выпуска льнопеньковых тканей, канатов, нетканых материалов, технических нитей и другой продукции. В целлюлозно-бумажной промышленности — производство бумаги, картона, фильтрующих изделий. В стройиндустрии — изготовление арболита, конопляного бетона (hempcrete), теплоизоляционных плит и прочего.  В пищевой и комбикормовой промышленности — получение пищевого масла, муки, белковых концентратов, жмыха, кормов для животноводства. В производстве биокомпозитов — для деталей автомобилестроения, мебели, упаковки и других предметов.

В правилах также отмечено, что глубокая переработка конопли предусматривает применение инновационных технологий, направленных на производство продукции, соответствующей стандартам и требованиям безопасности.

Заговор крупного капитала

Решение Правительства о конопле и правила ее использования можно назвать победой здравого смысла. Ей предшествовали долгие перманентные дискуссии. В частности, в 2014 году проблему возрождения культивации конопли в Казахстане поднимала Дарига Назарбаева в бытность депутатом Мажилиса Парламента. «Сколько уже бюджетных денег истрачено на эту борьбу с коноплей в Чуйской долине? — спрашивала она тогдашнего министра внутренних дел Калмуханбета Касымова. — Эффективна ли она? Сегодня, может быть, настала пора на самом деле дикорастущую коноплю использовать именно в хороших целях, медицинских целях, целях развития народного хозяйства».

Чуйская долина на территории Казахстана и Кыргызстана — самый известный в мире своей компактностью и урожайностью регион произрастания дикой конопли. Ее репутацию изрядно подмочили наркоманы и наркобизнес. В первой половине ХХ века реноме конопли постарался максимально очернить в корыстных целях легальный американский бизнес.

Историки называют главным архитектором войны с марихуаной в США Гарри Анслингера. В 1930 году он возглавил Федеральное бюро по борьбе с наркотиками (Federal Bureau of Narcotics, FBN) и превратил свою должность в платформу для разнузданной кампании против каннабиса, сделав борьбу с древним растением делом своей жизни и национальным приоритетом.

В своей ненависти к конопле Анслингер не стеснялся гипертрофии и расизма. Чего стоят его публичные заявления «Марихуана толкает белых женщин в объятия темнокожих мужчин» или о том, что даже одно первое употребление «травки» подростком неизбежно ведет к тяжкой наркозависимости и криминалу.

Что было изначальным — пыл Анслингера или закулисные игры большого бизнеса — не суть важно. Но факты в том, что главу FBN мощно поддержали 
химико-фармацевтический гигант Dupont и медиамагнат, отец желтой прессы Уильям Херст. С их активным участием началась массированная обработка общественного мнения против конопли как таковой.

СМИ США, а затем и европейских стран возопили о ее вселенском зле, изо дня в день рассказывая об ужасах последствий употребления наркотиков из каннабиса. Западную прессу наполнили леденящие душу истории о насильниках, убийцах, вампирах (!), творящих злодеяния под воздействием марихуаны. Само слово «конопля» стало синонимом извращения и безумия, которые оборачиваются моральным падением, проституцией, разбоями, убийствами и другими преступлениями.

Для поощрения за самый кошмарный рассказ на тему употребления наркотиков из конопли была учреждена даже премия размером 100 тысяч долларов — фантастическая по тем временам для обывателя и внушительная даже сегодня сумма. Можно представить, как старались журналисты и другие авторы, оскверняя коноплю всеми возможными способами. В 1936 году на экраны США вышел названный «художественным» фильм «Косячное безумие». Сегодня его изучают как пример грубого манипулирования общественным сознанием и чудовищный набор стереотипов, домыслов и вранья. Но в 1930-х лента сильно напугала американское общество, хотя число наркоманов в нем только росло.   

Ларчик открывался просто: конопля очень мешала и Dupont, который запатентовал производство пластика, выпуская химические волокна, лекарства, конструкционные материалы, и Херсту, обладавшему патентом на производство дешевой бумаги из древесной целлюлозы. Анслингер стал публичным проводником интересов большого бизнеса, замаскированных морализаторством. Неслучайно перипетии вокруг растения целый ряд исследователей называет заговором против конопли со стороны крупного капитала.

Он таки добился своего. США не только полностью запретили коноплю в медицинских целях, но и приняли в 1937 году Marijuana Tax Act — закон, вводивший баснословный налог на выращивание растения и сделавший его культивацию крайне невыгодной. Это стало началом конца эпохи конопли, которую окончательно загнали в подполье конвенции ООН о наркотических средствах (1961 год), психотропных веществах (1971-й) и борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988-й). К ним присоединилось более 190 стран. СССР ратифицировал эти документы в 1990 году, Казахстан как независимое государство — в 1998-м.

Бог любит Троицу?

Но перечеркнуть историю уникального растения невозможно. С древних времен конопля широко использовалась не только в медицине, но и в качестве оздоровительного питания (семена, мука и масло, относимое к элитным наряду с маслами аргано, виноградной и абрикосовой косточки, семян чертополоха и льна, кедровой шишки и грецкого ореха), сырья для технических и бытовых предметов (паруса, канаты и другая корабельная оснастка, строительные материалы, постельные принадлежности, одежда, обувь, мебель, домашняя утварь и многое другое).

В XVI веке король Англии Генрих VIII Тюдор обязал каждого крестьянина засевать коноплей одну шестую своих угодий и весь урожай отдавать государству. Лично контролировал выращивание конопли и качество пеньки из нее Петр I, который ввел на торговлю этим сырьем государственную монополию. В результате Российская империя без малого три века была монопольным поставщиком пеньки на европейский рынок. К началу ХХ века из конопли производили около двух тысяч (!) видов продукции и готовых товаров.

В насмешку над анафемой конопле превратились сделанные из нее первые экземпляры Конституции и национального флага США, первые джинсы Levi’s, кузовы некоторых легковых автомобилей Генри Форда I на топливе опять же из конопли. До середины 1930-х экстракт растения содержало 40 процентов заокеанских лекарств, и до сих пор каннабис входит в состав бумаги, на которой печатают доллары.

В СССР в 1936 году посевы конопли занимали 680 тысяч гектаров. Это четыре пятых площади, засеянных тогда этой культурой в мире. В украинском городе Глухове работал Всесоюзный НИИ конопли. В стране выходил журнал «Лен и конопля». Но с 1960-х в Союзе, как и в остальных странах, последовал резкий спад коноплеводства, даже несмотря на то, что в России и на Украине было выведено более 20 сортов безвредной конопли. К 1976 году ее посевы сократились до 132 тысяч гектаров, а к развалу Союза вовсе сошли на нет.

В Казахстане, по оценкам археологов и историков, конопля начала получать хозяйственное и пищевое применение около трех тысяч лет назад. В документальном фильме Evil Weed британской корпорации Би-би-си вообще утверждается, что ботанической родиной конопли является Казахстан. До начала 1970-х республика выращивала окультуренную коноплю для текстильной промышленности. С пашни ее семена разносились ветром, в результате в поймах рек и других увлажненных местах появились дикие заросли конопли, существующие поныне.

В дальнейшем, на протяжении более 40 лет, усилия институтов и организаций республики уходили на изыскание способов уничтожения растения в первую очередь в Чуйской долине. Там коноплю корчевали, выжигали огнем и травили дефолиантами.

Лишь в XXI веке началось торможение варварства по отношению к этой ценнейшей культуре. Несмотря на громогласные международные запреты, лицом к конопле разворачивается все больше стран. Еще бы: на биржах конопля (все компоненты) в разы дороже большинства других агрокультур, конкурент — разве что лен. По прогнозу Data Bridge Market Research, объем мирового рынка конопляного масла с 162,7 миллиона долларов в 2024 году в 2032-м достигнет 1,9 миллиарда долларов со среднегодовым темпом роста 35,8 процента.

Мировой лидер по выращиванию и переработке каннабиса — Китай. Как и он, увеличивают посевы конопли Франция, Великобритания, США. А в КНДР в 2004 году даже принят «Революционный план выращивания конопли». Ею власти заставляют крестьян засевать каждый свободный клочок земли.

Казахстан на моей памяти предпринимал с 2000-х минимум две попытки возрождения коноплеводства, но оба раза неудачно. Ноябрьское постановление Правительства — третья попытка. Бог любит Троицу?

Читайте в свежем номере: