Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Решения для надежного развития
ЭкономикаПромышленность

Решения для надежного развития

Как сохранили и модернизировали крупнейший машиностроительный завод в Центральной Азии

Машиностроению в стране в рамках институциональной поддержки сегодня уделяют пристальное внимание на государственном уровне, ведь оно является неотъемлемой частью индустриализации экономики, обеспечивая жизнедеятельность ключевых отраслей прежде всего, как у нас исторически сложилось, горно-металлургической.

Сразу после начала Великой Отечественной войны в Казахстан было эвакуировано несколько производственных цехов машиностроительных заводов. Тогда же были введены в эксплуатацию первые предприятия транспортного машиностроения. Это в определенной степени послужило началом становления машиностроительной отрасли в республике. Однако развитие шло медленно. Приоритетными направлениями экономики Казахской ССР оставались черная и цветная металлургия, нефтедобывающая и химическая промышленность. Машиностроительная отрасль в основном была направлена на их обслуживание. 

Шипунов Завод (3).jpg

Удельный вес в общем объеме промышленного производства возрос всего с 10,4 в 1961 году до 10,6 процента в 1970-м. Казахстан производил машиностроительную продукцию весьма ограниченной номенклатуры и в недостаточном для покрытия собственных нужд объеме. В 60-е годы потребность республики в машинах, приборах и оборудовании на 72 процента удовлетворялась за счет ввоза из других республик. Ввоз продукции машиностроения превышал вывоз в 8,5 раза. В республике в то время отсутствовали предприятия, производящие высокорентабельную конечную продукцию — приборы, автомобили, электротехнические изделия, машины и оборудование.

С годами крупными центрами машиностроения стали Караганда, Алма-Ата, Целиноград, Кентау, Павлодар, Усть-Каменогорск. Отрасль производила различные виды машин и оборудования, например, прокатные станы, сельскохозяйственную технику (Павлодарский тракторный завод, Целинсельмаш), электротехническое, горно-шахтное оборудование, буровые и металлорежущие станки. В каждом регионе были предприятия по техобслуживанию автомобилей КАМАЗ и ЗИЛ. Они не производили новые автомобили, но делали их капитальный ремонт, выпуская широкий ассортимент запчастей. 

Особую роль играли заводы тяжелого машиностроения в Алматы и Петропавловске, машиностроительный завод имени С.М. Кирова, базировавшийся также в Алматы. Заводы-производители оборудования, как правило, структурно включали в добывающие объединения, что определяло направления их работы. И сейчас, кстати, есть примеры успешно работающих производств горно-металлургической техники, исторически входящих в крупные добывающие компании. 

К 1990 году доля продукции машиностроения в общем объеме промышленного производства в республике составляла свыше 2000 наименований. Из 2000 машиностроительных предприятий советского Казахстана после разрыва кооперационных связей выжило 200. Кризис довел число действующих предприятий до 65. 

Шипунов Завод (2).jpg

Удвоить объемы

Машиностроение Казахстана сегодня специализируется прежде всего на производстве горно-шахтного оборудования, станков, сельскохозяйственной техники. Кроме того, предприятия выпускают кузнечно-прессовое оборудование, металлорежущие станки, аккумуляторы, центробежные насосы, рентгеновские аппараты и пр. Основные сектора, представленные в разной степени в стране, — автомобилестроение, железнодорожное, сельскохозяйственное, электротехническое, нефтегазовое и горно-металлургическое машиностроение. 

Замахнулись в свое время и на авиационное машиностроение, но дело обернулось скандалом. Авиазавод "КазАвиаСпектр" в Караганде официально был запущен в 2011 году. С тех пор не взлетело ни одного самолета. Последним предварительным сроком называлось 1 октября 2014 года. Руководство завода обвиняло в срыве сроков партнеров из РФ. Россияне, в свою очередь, упрекали казахстанских коллег в самоуправстве. Власти называли карагандинский авиазавод показушным, а несколько чиновников были наказаны.

Машиностроение сегодня занимает 20 процентов в обрабатывающей промышленности Казахстана. Одно рабочее место в отрасли создает до семи-восьми мест в смежных отраслях. Растут инвестиции. В Казахстане насчитывается более трех тысяч действующих машиностроительных предприятий. Кластеры в Экибастузе и Сарани демонстрируют успех диверсификации экономики и создания новых рабочих мест.

Шипунов Завод (4).jpg

На заседании Правительства Казахстана 29 октября 2024 года была представлена стратегия по развитию машиностроительной отрасли страны, которое ведется согласно Закону «О промышленной политике» (2021) и Комплексному плану на 2024-2028 годы. Основные задачи: увеличение конкурентоспособности, доступ к финансированию, внедрение технологий, развитие кадров, повышение местного содержания и поддержка экспорта. Цель — удвоить объем производства к 2028 году. И есть заводы, где с этой задачей справляются уже сейчас.

К примеру, в Караганде производят зарекомендовавшее себя конвейерное оборудование для обогатительных фабрик и рудников, продукцию для нефтяной и железнодорожной отрасли, которая расходится по стране и за границу. И все это сконцентрировано на одном предприятии — Карагандинском литейно-машиностроительном заводе. Оно имеет давнюю историю. Сегодня КЛМЗ — это современное модернизированное предприятие. В его архиве — 12 тысяч наименований продукции. Ежемесячно выпускается от тысячи до полутора тысяч наименований. Это насосное, горно-шахтное оборудование — вагонетки, скипы, клети. Всего до 13 тысяч тонн продукции в год. Здесь не просто берутся за заказ, но могут модернизировать и усовершенствовать модель, которая требуется партнеру.

— Нашему заводу — 85 лет. В 2018-м закончили модернизацию на общую сумму в 60 миллионов долларов. К примеру, механосборочное производство представлено большим парком чешских, немецких и японских станков. На предприятии полный цикл производства. Действуют четыре основных цеха механосборочного производства, два цеха по производству металлоконструкций, собственное литейное производство, котельная, цех по изготовлению инструментов, — рассказывает коммерческий директор КЛМЗ ТОО "Maker" Светлана Алексеева, которая начинала на родном заводе нормировщицей цеха по производству металлоконструкций. А еще она председатель организованного недавно республиканского объединения женщин-машиностроителей.

— Мы работаем со всеми крупными недропользователями Казахстана. Исторически были аффилированным предприятием корпорации "Казахмыс", для которой до сравнительно недавнего времени изготавливали 99 процентов продукции. Но с 2020-го стали усиленно расширять географию поставок. Теперь наши заказчики — это ERG, Qarmet, Kazminerals и т.д. С 2024-го завод стал официальным поставщиком трех нефтяных китов — это международные консорциумы: Тенгизшевройл (ТШО), Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO) и North Caspian Operating Company N.V. (NCOC), — говорит собеседница.

Шипунов Завод (7).jpg

Проекты под ключ

Конструкторско-технологическое управление завода позволяет брать проекты под ключ, то есть от разработки технической документации до непосредственно изготовления, оказывать услуги монтажа и демонтажа. 

Потенциальные партнеры завода сегодня — это Индия и Объединенные Арабские Эмираты, куда намечается поставлять станки-качалки. Тесно работает завод и с Российской Федерацией, где заказчики покупают флотомашины, щиты и короба для металлоконструкций. В Казахстане марку КЛМЗ хорошо знают в Актогае, Павлодарской, Костанайской областях, Актау, Атырау. Здесь всегда открыты для партнерства.

— В 2025-м мы взяли под ключ большой новый проект — капитальные ремонты медеплавильных заводов в Жезказгане и Балхаше. Это производство металлоконструкций, панелей, котлов-утилизаторов, теплообменников, холодильников. Под этот проект приобретен трубогиб, что позволило освоить новую номенклатуру. А заказчик существенно экономит свои финансы, ведь ранее эти наименования завозились из Узбекистана, — поделилась Светлана Алексеева.

Шипунов Завод (1).jpg

Удерживать нишу

В последние годы для казахстанских производителей открылся шанс больше локализовать производство. Ведь часть предприятий ближнего зарубежья не функционирует, часть переориентировалась. 

— Мы не могли не воспользоваться данной ситуацией. Ту продукцию, которую недропользователи ранее закупали в России или Украине, теперь приобретают у нас. А ведь исторически в Казахстане для ее производства не было даже технической документации. Это, к примеру, породопогрузочные машины, — объясняет собеседница.

Объемы производства растут с каждым годом. Если в 2020-м в денежном выражении это было 6 миллиардов тенге, то в 2024-м — уже 18,5 миллиарда. Коллективу удается удерживать нишу на рынке в условиях изменившейся конъюнктуры, где есть конкурентный по цене товар из того же Китая.

Шипунов Завод (6).jpg

Кафедра на заводе

Завод сотрудничает с кафедрой машиностроения Карагандинского технического университета имени Абылкаса Сагинова. На предприятии есть кафедра этого вуза. И здесь постоянно проходят дни открытых дверей для школьников и студентов, которые, чего скрывать, пока неохотно идут в машиностроение. Поэтому привлечь молодежь — одна из задач инженерно-технических работников, которые преподают на кафедре университета. Тем более что в целях повышения престижа рабочих профессий и осуществления реформы системы технического и профессионального образования Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил 2025 год Годом рабочих профессий.

— Мы не останавливаемся. Будем увеличивать долю участия в нефтегазовом секторе, железнодорожной отрасли. А заказчики из числа шахт, рудников, обогатительных фабрик нас хорошо знают, — резюмировала собеседница.

По итогам 11 месяцев 2024 года объем производства в машиностроении Казахстана достиг отметки в 4 триллиона тенге и увеличился на 6,9 процента к январю — ноябрю 2023 года. Объем инвестиций в отрасль вырос в два раза  — до 165 миллиардов тенге.

По данным Казахстанского центра индустрии и экспорта, в 2024 году отрасль выросла в стоимостном выражении на 10,8 процента относительно предыдущего периода. Рост наблюдался во всех ключевых секторах машиностроения. А по словам заместителя премьер-министра РК Романа Скляра, в 2024 году доля обрабатывающей промышленности (12,3 процента) сравнялась с долей горно-металлургического комплекса (12,6 процента) в структуре ВВП. В этом году Правительство страны ожидает, что обрабатывающая промышленность в целом вырастет на шесть процентов.

Президент РК Касым-Жомарт Токаев еще в 2019 году взял под личный контроль вопросы развития машиностроения. По его поручению был принят упоминавшийся выше комплексный план, и в этом году продолжается его реализация. Принятие такого документа говорит о значимости для Правительства развития технологически сложной отрасли промышленности, ее стратегической важности для диверсификации экономики и вклада в достижении поставленной цели по удвоению экономики к 2029 году.

Читайте в свежем номере: