Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаПромышленность

Проект с бородой

На недавнем брифинге в Астане аким Костанайской области заявил, что в Рудном будет реализован проект по строительству завода горячего брикетирования, что позволит перерабатывать значительный объем добываемой здесь железной руды. Можно порадоваться за рудничан: новый проект, несмотря на критику экологов о растущих выбросах, для маленького города — это и рабочие места, и новые перспективы. Но дело в том, что о данном проекте говорят периодически уже лет десять, а вот реализовать его все не получается. 

Город рудный — город трудный

Повесть с таким названием была опубликована в далеких 60-х в журнале «Юность». В 1949 году летчик Михаил Сургутанов, направляясь в Кустанай, пролетая над урочищем Сарбай, обратил внимание на странное поведение компаса. Стрелка уверенно отклонялась градусов на 30 к югу. Через несколько месяцев к магнитной аномалии прибыли геологи и географы, а летчик был признан первооткрывателем Сарбайского железорудного месторождения. Впоследствии в связи с его освоением и строительством Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината здесь был основан город Рудный. 

Сарбайский карьер — самый глубокий в Казахстане. Основная продукция комбината — железорудные окатыши и железорудный концентрат. Но вот на сегодня, по прогнозам предприятия, на Сарбайском и Соколовском карьерах осталось запасов на три-четыре года. Поэтому на южном борту Сарбайского карьера стартовали вскрышные работы, по итогу которых ждут прироста запасов. Речь примерно о десяти миллионах тонн. 

По информации генерального директора ССГПО Сергея Напольских, озвученной в летнем интервью костанайской газете, когда в карьере отрабатывать нечего, добыча переходит в фазу подземных разработок. «У нас в шахте «Соколовская» идет отработка нижней части месторождения. И принятие решения о дальнейшей ее работе будет определять экономика. Сегодня подземный способ добычи — дорогое удовольствие. Себестоимость очень высокая. Вероятно, эти запасы могут быть заморожены», — отметил гендиректор.

По этой причине Качарское месторождение, запасы которого составляют 860 миллионов тонн руды, становится ключевой площадкой для горнорудного предприятия. Даже при ежегодной добыче около 30 миллионов тонн этих запасов хватит на три десятка лет работы. Сама руда неплохая, но специалисты признают, что у нее свой характер, требующий особых подходов и внимания. Что касается Южного Сарбая, то здесь немалые запасы — около 200 миллионов тонн, но рудное тело лежит слишком близко к жилой зоне, что создает определенные проблемы, то есть людей необходимо переселить. Потому пока вскрышные работы приостановили. Само месторождение официально на консервации. Ну и не последний вопрос — снижение объемов реализации продукции. 

Что такое новый завод?

Производство железа прямого восстановления считается одним из самых перспективных технологий в современной металлургии. Его применение при выплавке стали позволяет производить экономически выгодный металл с низкой энергоемкостью, который используется в машиностроении и авиационной промышленности. Экологические требования в металлургической отрасли растут с каждым годом. Поэтому для снижения нагрузки на окружающую среду для выплавки чистой стали используют горячебрикетированное железо с содержанием Fe свыше 90 процентов. 

Горячебрикетированное железо — одна из разновидностей прямовосстановленного железа в брикетах. Это высококачественное сырье, которое применяется в доменных и электродуговых печах, электрометаллургии. 

Предполагается, что новый проект будет финансировать компания ERG, которая сегодня, собственно, и занимается добычей руды и производством окатышей. Стоимость проекта оценивается в 60 миллиардов тенге, будет создано до тысячи рабочих мест. Как отметил аким области, данный объем финансирования позволит реализовать лишь первый этап проекта. В идеале регион должен начать производить металл. А это уже совсем другие инвестиции. 

Рынок черной металлургии

Стоит отметить, что проект по брикетированию родился не вчера. Его презентуют не то что не первый раз, но и не первый год. Все зависит от ситуации на рынке. Как только ССГПО испытывает проблемы со сбытом, так из-под сукна вытаскивают проект по производству горячебрикетированного железа. Дело в том, что спрос на продукцию черной металлургии нестабилен. 

Так, в 2020 году аналитики прогнозировали кризис по сценарию событий 12-летней давности. Тогда мировые цены на черные металлы резко снижались, во многих странах были закрыты заводы и остановлены доменные печи. В прошлом году мировой рынок черной металлургии показал заметное увеличение объема продаж. Уже в текущем году прогнозы экспертов на ближайшее десятилетие по спросу на продукцию черной металлургии далеко не радужные, речь идет о замедлении спроса. 

По данным Центра экономики инфраструктуры, опираясь на ситуацию в Китае — одном из ключевых драйверов роста мирового спроса на продукцию черной металлургии, в 2024 году потребление стали в КНР выйдет на плато без выраженной динамики роста. По версии центра, падение спроса на черные металлы в стране связано с уменьшением спроса в строительстве и переориентацией инвестиций со «сталеемких» на проекты в сферах водоснабжения, телекоммуникаций и транспорта. Это означает невозможность наладить стабильный экспорт казахстанской продукции в Поднебесную. Согласно исследованиям, в Европе также отсутствует заметный рост спроса на продукцию черной металлургии и железную руду. В качестве причин этой ситуации на металлургическом рынке консалтинговая фирма выделяет падение темпов экономического роста в Европе, насыщенность инфраструктурой, снижение материалоемкости в промышленности и строительстве. 

“Бородатый” проект

Первый раз о проекте было заявлено в 2011 году. В 2015-м, когда еще вице-министром по инвестициям и развитию РК был Альберт Рау, в ходе визита на ССГПО ему вновь рассказали о проекте по производству горячебрикетированного железа. Затем, в 2016 году, была озвучена данная идея. В январе текущего года во время посещения Президентом страны Костанайской области ему был в очередной раз презентован проект. На тот момент он оценивался в 920 миллиардов тенге, да и рабочих мест прогнозировалось в два раза меньше. 

В мае в рамках инвестиционного круглого стола с участием Президента РК Касым-Жомарта Токаева и представителей деловых кругов КНР в Сиане состоялось подписание 47 инвестиционных документов на общую сумму 22 миллиарда долларов. Туда же вошел и рудненский проект с объемом производства до 4 миллионов тонн при учете строительства второй очереди. Летом КТЖ и ERG обсудили логистику проекта, точнее — варианты экспортных маршрутов продукции в Китай железнодорожным транспортом. По данным компании ERG, уже имеются offtak-контракты с китайской стороной на продукцию, которой еще нет. К слову, тут придется конкурировать с крупным российским рынком, который из-за санкций вынужден переориентировать поставки горячебрикетированного железа из Европы в Китай. Правда, для начала проект надо реализовать. 

Читайте в свежем номере: