Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Продать нельзя оставить? Споры и толки вокруг казахстанских НПЗ
ЭкономикаПромышленность

Продать нельзя оставить? Споры и толки вокруг казахстанских НПЗ

Многострадальный Атырауский НПЗ после шумной смены первых руководителей предприятия, утечек видео в социальные сети о разливах нефти на этой неделе вновь оказался в центре внимания журналистов из-за слухов о его возможной продаже.

Кому была выгодна утечка информации?

Слухи о продаже одного из трех крупнейших НПЗ республики — Атырауского — вызвали волну дискуссий на страницах казахстанских СМИ после того, как в сети появился документ, где два партнера, «КазМунайГаз» и российская «Татнефть», обсуждают производственные моменты, связанные с работой завода. Журналисты, напомнив о том, что нефтепереработка относится к стратегической отрасли, потребовали от соответствующих ведомств и национальной компании разъяснений.

Вначале «КазМунайГаз» прокомментировал сообщения о продаже «Татнефти» доли в АНПЗ. Официальное сообщение нацкомпании начиналось с заявления, что авторство о приватизации долей участия не только в Атырауском, но еще и в Павлодарском заводе принадлежит Агентству по защите и развитию конференции (АЗРК).

В КМГ отметили, что вопрос продажи долей на двух казахстанских НПЗ пока анализируется и что это может занять несколько лет. Но в то же время «КазМунайГаз» заявил, что открыт для сотрудничества и рассматривает различные компании из дальнего и ближнего зарубежья, включая российскую «Татнефть», которая, как подчеркнули в нацкомпании, имеет успешный опыт в нефтехимии.

Столь размытый ответ от КМГ лишь подлил масла в огонь и вызвал еще более бурные споры в медиапространстве. Журналисты вопрошали: «Почему судьба таких стратегических объектов, как НПЗ, решается в тиши закрытых кабинетов, без объявления тендера и всех имен претендентов?».

Тем временем казахстанский эксперт по нефтегазовым проектам Каспийского региона Нурлан Жумагулов заявил, что продажа 50 процентов государственной доли в НПЗ (Атырау и Павлодар) обсуждается уже третий год. Все это время переговоры шли не только с российской «Татнефтью», но и с китайской Sinopec.

«Очевидно, что вброс документа между КМГ и «Татнефтью» относительно производственных моментов на АНПЗ был направлен на освещение реальной ситуации», — считает Нурлан Жумагулов. 

Он напомнил, что «Татнефть» ранее увеличила свою долю на заводе «Бутадиен» до 75 процентов, оставив КМГ всего 25.

«Но «Татнефть» уже третий год не начинает строительство завода. Может, для начала она начнет с обещанных инвестиций в завод «Бутадиен»?» — подчеркнул Жумагулов.

Эксперт предупредил, что при принятии решения соответствующим ведомствам следует помнить, что санкционные риски с «Татнефтью» еще никто не отменял.

Обмен опытом и никакой продажи

После того как дискуссии вокруг будущей судьбы двух НПЗ стали жарче, Министерство энергетики Казахстана выступило с четким ответом на запросы СМИ: «В настоящее время вопрос продажи доли АНПЗ не рассматривается».

Однако в ведомстве добавили, что, по имеющейся информации, представители «Татнефти» взаимодействовали с Атырауским НПЗ в рамках обмена производственным опытом.

«Обмен опытом между компаниями нефтеперерабатывающей отрасли и не только является стандартным и распространенным процессом для улучшения показателей производства НПЗ», — подчеркнули в Минэнерго.

Кадры решают все, или Верните Михалыча!!!

В шуме этих эмоциональных дискуссий, больше относящихся к патриотической патетике, прозвучали вполне обоснованные замечания из уст финансового аналитика Расула Рысмамбетова, который назвал главные причины нынешней ситуации вокруг АНПЗ. Это нехватка инженерных кадров.

«Я обнаружил, что возмущаются по сделке по АНПЗ юристы, менеджеры, но не инженеры. Причины две: у нас очень мало опытных инженеров в этой сфере, которые бы понимали все тонкости процесса нефтепереработки. Нет, есть спецы, которые могут поддерживать существующее оборудование в порядке. Но не те, кто знает, с какого боку подойти к этому новому оборудованию. А если и есть, то не у нас. Многие уехали за границу и там работают на хороших позициях», — сказал Рысмамбетов.

По его мнению, именно инженеры понимают, что «Татнефть» — не самый плохой партнер.

«Если мы с помощью «Татнефти» починим АНПЗ и замахнемся на четвертый НПЗ (с иностранными лицензиарами), то будет круто», — добавил аналитик.

По его словам, для того чтобы не отдавать стратегические объекты, страна должна иметь своих грамотных инженеров, которые в последние десятилетия не были востребованы.

«В похожем состоянии многие объекты в Казахстане. Возьмите металлургические предприятия, где многое уже «трухлявое» и завтра вот-вот может сломаться. Часто бывает на ТЭЦ, что какой-то Серик-ага или Михалыч уходят на пенсию в 78-80 лет — и все, мало кто понимает, как эта махина работает», — сетует Рысмамбетов. 

Читайте в свежем номере: