Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Пора приступить к разработке нового Клондайка
ЭкономикаПромышленность

Пора приступить к разработке нового Клондайка

Австралийские законы недропользования не для нас

Многочисленные публикации в «Новом поколении» на тему недропользования вызывают отклики, в том числе у тех, кто знает о состоянии дел не понаслышке, — у геологов. Мнение одного из них предлагаем вашему вниманию.

Термин «недропользование» в настоящее время регулируется Кодексом РК от 27 декабря 2017 года № 125-VI «О недрах и недропользовании». Этот важный законодательный акт включает в себя все положения, регулирующие понятия «полезные ископаемые», «собственность на недра», их классификацию и права на пользования недрами, виды лицензий, порядок выдачи прав на недропользование, контроль за пользованием недрами и многие другие вопросы. Кодекс и его основные понятия имеют огромное стратегическое значение для правильного освоения недр, которые по Конституции принадлежат народу. Когда разрабатывался новый закон о недрах, казахстанские недропользователи, геологическая общественность и инвесторы возлагали на него большие надежды в части упрощения получения прав на недропользование, уменьшения сроков рассмотрения заявок и определенных налоговых скидок, таких как «налог на добычу полезных ископаемых» и других преференций. Но к, сожалению, кодекс в отличие от предыдущего Указа о недрах и недропользовании оказался сырым и размытым в части выполнения обязательств и сроков получения и согласования лицензий с другими государственными ведомствами. Это особенно касается согласования геологических поисков и разведки по лицензиям с органами охраны окружающей среды. Вроде все хорошо и прозрачно, но принцип «первый пришел — первый взял» сейчас не работает.

Местная специфика

Разбивка всей территории республики на так называемые участки и блоки абсолютно не учитывает геологические условия образования месторождений и зачастую сталкивает лбами несколько недропользователей. Когда внедряли действующий кодекс в жизнь, его авторы ссылались на аналог австралийского законодательства. Но Австралия — это не Казахстан. Там огромные слабоизученные площади, неосвоенные и свободные земли, отсутствие какой— либо инфраструктуры и совершенно другие требования к охране окружающей среды.

Казахстан отличается тем, что в геологическом отношении изучен хорошо, белых пятен практических нет. Главное отличие — практически 80-90 процентов земель переданы в частные руки. Отсюда постоянно возникают конфликты интересов владельцев земель и недропользователей, которые нередко переходят в прямые столкновения. Складывается ощущение, что разработчики кодекса вообще не представляли особые условия и законодательства о земле, Водном кодексе и прочее.

Поэтому многие недропользователи каждый раз сталкиваются с большими трудностями при получении лицензий, их согласовании и реализации. Мне кажется, нашим депутатам и законодателям пора задуматься об этих проблемах и посмотреть внимательно и изнутри на проблемные вопросы недропользования.  Особенно это касается иностранных инвесторов, которые только входят на нашу страну и готовы вкладывать собственные средства.

Пора взяться за хвосты

А теперь относительно того, «как и кому достанутся наши недра». Не стоит сильно беспокоиться по этому поводу, потому что процесс изучения и исследования месторождений, или рудопроявлений, полезных ископаемых занимает много времени и большие финансовые средства. Не каждая компания пойдет на такие расходы. При том, что это большой риск вложения средств или инвестиций, не факт, что завтра ты откроешь новое или большое месторождение. Мировая практика показывает, что из 100 процентов вложенных средств в поиски и разведку месторождений только 5-10 процентов могут дать положительный результат.

Более того, в советское время территория Казахстана была очень детально изучена с поверхности, и более-менее крупные месторождения золота, цветных металлов, угля и железа, марганца, хрома и бокситов выявлены и обнаружены. Наступило время искать месторождения полезных ископаемых на больших глубинах — от 500 до 1000 и более метров. А для этого нужны большие финансовые вложения. Кстати, поэтому крупные и известные компании мирового уровня много лет присутствуют на нашем рынке, но пока не открыли ни одного крупного месторождения. В советское время была хорошая практика передачи небольших месторождений в руки старательских артелей, которые за короткий срок разрабатывали эти месторождения.

Государство в лице Министерства промышленности и строительства РК делает много для привлечения новых инвесторов в недропользование путем объявления аукционов на добычу месторождения золота, меди, никеля, железа и других полезных ископаемых. Но последние аукционы на добычу твердых полезных ископаемых показывают, что в резерве и на балансе государства остались лишь мелкие по масштабу объекты.  Надо признать честно, что недра наши, к сожалению, с каждым годом скудеют и прогнозы на открытие новых месторождений неутешительны. Такой анализ, к примеру, был проведен по Восточному Казахстану, авторы высказывали озабоченность тем, что скоро практически все месторождения полиметаллических руд в этом регионе будут отработаны.

А что вы хотите, друзья? Почти 200 лет в том краю ведутся горные и добычные работы, все когда-то кончается. Но есть хорошая альтернатива и шанс продлить жизнь небольших рудников, фабрик и шахт, начав отработку и переработку промышленных отходов, хвостов обогащения, шлаков и других техногенных образований, полученных за все годы работы горно-обогатительных предприятий. А это сотни миллионов тонн сырья, содержащих промышленное содержание золота, серебра, меди, свинца и цинка, редких и редкоземельных металлов. Вот он, новый Клондайк, а значит — рабочие места, внедрение новых технологий, рост доходов предприятий и возрождение старых шахт и рудников. Пора Правительству задуматься об этом.

Болат Кабазиев, геолог с 50-летним стажем

Читайте в свежем номере: