Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаПромышленность

Нужен ли Казахстану кремниевый завод?

До конца года холдинг «Тау-Кен Самрук» планировал возобновить производство на кремниевом заводе в Караганде. Но не случилось. Надо сказать, что этому предприятию не везет с первых дней его существования: то денег не хватает, то спроса на продукцию. Оно простаивает уже три года, в 2020 году из-за высоких пошлин на ввоз кремния в США продукция стала невостребованной. Это по официальной версии. 

Зачем и для чего 

Металлический кремний находит широкое применение в высокотехнологичных отраслях промышленности. Спрос на него появился после того, как была открыта его способность значительно увеличивать прочность алюминиевых сплавов. В электротехнической промышленности сплав железа и кремния используется для изготовления магнитопроводов в широком спектре устройств — трансформаторах, электродвигателях, генераторах и других устройствах. 

В последнее десятилетие значительный рост спроса на металлический кремний был сформирован за счет развития зеленой энергетики. Но надо понимать, что этот рынок нестабилен, как и все в этом мире. Так, если в 2021 году нехватка металлического кремния, вызванная сокращением производства в Китае, привела к росту цен на 300 процентов менее чем за два месяца, то летом 2022-го ввиду общей неблагоприятной международной среды и слабого рыночного спроса спрос существенно упал и на данную продукцию. Согласно исследованиям port-mone.tv, размер мирового рынка металлического кремния составлял 6,78 миллиарда долларов в 2022 году и, как ожидается, достигнет 11,26 миллиарда к 2032-му, а среднегодовой темп роста выручки составит 5,8 процента в течение прогнозируемого периода. 

Спрос на фотоэлектрические солнечные панели, растущие урбанизация и индустриализация, а также увеличивающийся спрос на алюминиевые сплавы в автомобильной промышленности являются основными факторами роста рыночных доходов. Поскольку металлический кремний — ключевой компонент при создании алюминиевых сплавов, ожидается, что рынок металлического кремния будет стимулироваться растущим спросом на алюминиевые сплавы. Однако данный рынок сталкивается с такими препятствиями, как высокие производственные затраты и наличие различных альтернатив. При производстве металлического кремния используется большое количество электроэнергии, что повышает стоимость производства. Еще один важный фактор, сдерживающий расширение роста доходов на рынке металлического кремния, — доступность заменителей, таких как алюминиевые сплавы, сажа и микрокремнезем, которые можно использовать вместо металлического кремния. 

Ты помнишь, как все начиналось?

История кремниевого завода в Караганде отсылает нас к 2006 году, когда в Казахстан пришли омские инвесторы братья Сутягинские. На тот момент ТОО “Баско” разрабатывало в Карагандинской области месторождения кварца, чтобы в дальнейшем заняться производством технического кремния. “Если решение об особой экономической зоне будет в Москве подписано, то в Омске возможно производство так называемого солнечного кремния — того, что идет на космос, в энергетику, компьютерные технологии, где требуется особая чистота этого продукта. В России сегодня такого производства нет. Потребность в нем с учетом того, что Правительство собирается развивать нанотехнологии, есть”, — сообщил тогда в интервью российскому изданию генеральный директор ГК “Титан” Михаил Сутягинский. 

К 2010 году завод SILICIUM KAZAKHSTAN был запущен. Он обошелся “Титану” в 107 миллионов евро. Производственная мощность — до 32 000 тонн металлургического кремния в год. В проекте тогда приняла участие немецкая компания Thyssen Krupp, обеспечившая предприятие оборудованием, являвшаяся основным потребителем его продукции. К слову, омичи планировали запустить подобный проект и у себя на родине. В феврале 2012 года гендиректор SILICIUM KAZAKHSTAN Александр Сутягинский со стороны ГК “Титан” и Винфрид Балдус — управляющий директор немецкой компании Otto Wolff Gmbh (входит в состав Thyssen Krupp) в Германии на казахстанско-германском бизнес-форуме подписали контракт о поставке оборудования для второй очереди производства металлургического кремния. Стоимость контракта — более 35 миллионов евро. Планировалось, что после пуска второй очереди общая мощность кремниевых производств в Казахстане достигнет 50 000 тонн в год. Вся продукция предприятия по плану — металлургический кремний, кремниевая пыль и кремниевый шлак — полностью уходила на экспорт в Европу, где использовалась для производства легированной стали и поликристаллического кремния. 

Но, как это часто бывает, возникли финансовые трудности. Вернее, банковские. В сентябре 2013 года омский арбитраж признал законными решения специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 4 декабря 2012 года. Речь шла банковском займе на общую сумму более 6 миллиардов тенге. С конца ноября 2013-го собственников и администрацию завода не допускали на его территорию, а 15 января 2014-го аким Карагандинской области и председатель правления холдинга “Байтерек”, на тот момент Куандык Бишимбаев, на территории предприятия подписали соглашение о сотрудничестве между АО “Инвестиционный фонд Казахстана” (дочерняя структура “Байтерека”) и АО “НГК “Тау-Кен Самрук”, направленное на реализацию комплексных мер, “необходимых для оздоровления этого металлургического предприятия”. Так было сказано на официальном сайте акимата Карагандинской области. 

кремний2 skynews.jpg

Новые реалии 

В октябре 2014 года новые собственники повторно запустили завод. Согласно информации АО “Инвестиционный фонд Казахстана”, национальный управляющий холдинг “Байтерек” привлек нового стратегического инвестора для восстановления и перезапуска производства металлургического кремния в Караганде. Запуск предприятия был осуществлен в рамках Меморандума о сотрудничестве и оказания всесторонней поддержки процессу восстановления производства экспортной продукции. 

Согласно документу, новый стратегический партнер инвестирует в первоначальные процедуры оздоровления предприятия более 1,4 миллиарда тенге. На тот момент на заводе была ведена в строй и запущена одна из двух печей. В планах нового инвестора — запуск второй печи и выход предприятия на производственную мощность, которая должна была составить 25 000 тонн готовой продукции в год. 

В 2015 году ТОО “TauKenTemir”, новый владелец кремниевого завода, утвердило инвестиционную программу на 2016-2017 годы, которая предусматривала строительство здания ЦЗЛ, модернизацию системы шихтоподачи, строительство склада шихтовых материалов, обновление парка и модернизацию технологического оборудования. Предприятие выпускало металлургический кремний с чистотой не менее 98,5 процента. Эти годы работа шла ни шатко, ни валко. Завод так ни разу и не вышел на проектную мощность. Активный спад производства начался с 2015 года. 

В 2018-2019 годах нацкомпания пыталась продать завод, даже были предложения о покупке от западных компаний. Дальше всех зашла турецкая компания Yildirim Holding. Был подписан меморандум, где инвестор говорил о намерении выкупить завод в течение пяти-семи лет и кварцевое месторождение за 50 миллионов долларов. Не сложилось. В начале 2020-го работа завода была приостановлена в основном из-за введения тарифного ограничения поставок на американский рынок, куда уходила большая часть продукции, а также снижения мировых цен на кремний. 

На исходе 2023 год. Завод пока простаивает. А вот в Экибастузе все еще планируют построить завод по производству технического кремния: выделена земля, проведены общественные слушания. Правда, уже сменилось несколько потенциальных инвесторов. Но местные власти надеются на успех мероприятия. 

Фото из открытых источников 

Читайте в свежем номере: