Казахстан, экономика которого в большей степени зависит от продажи нефти и газа, на фоне нынешней геополитической ситуации активизировал свое сотрудничество с Китаем. В первую очередь речь идет об активизации в нефтегазовом секторе, который обеспечивает 70 процентов всей валютной выручки и почти 50 процентов поступлений в бюджет страны.
Новые и старые проекты китайских нефтегазовых гигантов
Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», который объединяет крупнейшие национальные компании республики, и китайский нефтегазовый гигант China National Petroleum Corporation (CNPC) договорились начать совместную работу по четырем крупным нефтегазовым проектам в Казахстане, сообщила недавно пресс-служба фонда.
Речь идет о расширении пропускной способности сразу двух внутренних нефтепроводов: Кенкияк - Атырау на шесть миллионов тонн в год и Кенкияк - Кумколь на пять миллионов тонн в год, которые являются частью экспортного нефтепровода в сторону Китая, который в свою очередь был построен также на китайские деньги.
Ранее «НП» сообщало, что обострившаяся ситуация на Черном море на фоне противостояния России и Украины поставила под угрозу разрушения портовую инфраструктуру в российском городе Новороссийске, откуда к покупателям по трубопроводу КТК (Каспийский трубопроводный консорциум, проходящий по территории России) уходит 70 процентов всей добываемой в Казахстане нефти. Именно поэтому с началом СВО (специальной военной операции РФ) Казахстан два года назад стал активно искать альтернативные маршруты для поставок своих углеводородов в обход России.
«Как известно, начиная с 2014 года (после аннексии Крыма. - Прим. автора) Россия активно инвестировала в усиление своей нефтяной инфраструктуры в сторону Китая на Дальнем Востоке. А вот Казахстан эти восемь лет упустил, сделав ставку только на КТК, и теперь, в нынешней ситуации, старается исправить свои ошибки», - заявил в интервью «НП» эксперт по нефтегазовым проектам Каспийского региона Рашид Жаксылыков.
По мнению эксперта, континентальная замкнутость Казахстана, а отсюда отсутствие выхода к открытым морям, заставляет власти страны активно пробивать новые маршруты для своих главных экспортных товаров - нефти и газа.
Второй проект, который Астана рассчитывает осуществить при участии CNPC, - это строительство еще одной ветки газопровода Бейнеу - Бозой - Шымкент мощностью 15 миллиардов кубометров в год. Третий проект - увеличение мощности Шымкентского НПЗ на юге Казахстана на 6 миллионов тонн в год с перспективой его увеличения до 12 миллионов. Четвертый проект - строительство газоперерабатывающего завода на крупнейшем в мире месторождении нефти и газа на западе республики - Кашагане - мощностью четыре миллиарда кубометров газа в год.
Все эти четыре проекта будут реализованы в рамках Соглашения о расширении стратегического партнерства, которое было подписано между национальной компанией «КазМунайГаз» и CNPC в мае текущего года в ходе визита казахстанского Президента Касым-Жомарта Токаева в КНР.
Для самой китайской нефтегазовой компании CNPC участие в этих проектах на территории Казахстана объясняется рядом причин. Во-первых, компания присутствует в трех нефтегазовых месторождениях республики, одно из которых является крупнейшим в мире (Кашаган).
Во-вторых, добывая нефть в соседнем для Китая Казахстане, CNPC старается обеспечить ею растущую экономику своей страны.
Менее крупная китайская компания China Petroleum & Chemical Corporation (SINOPEC), руководство которой также посетило на днях Астану, планирует принять участие в геологоразведке и производстве нефтегазохимической продукции в Казахстане. Речь идет об ее участии в проекте «Полиэтилен» в Атырауской области на западе республики. Ранее SINOPEC финансировала проект модернизации еще одного крупного казахстанского НПЗ в Атырау.
Таким образом, пишет казахстанский ресурс qmonitor.kz, CNPC за время своей деятельности в Казахстане (с 1997 по 2020 год) инвестировала в общей сложности 46 миллиардов долларов США. Об инвестициях в размере нескольких миллиардов долларов заявляли и China International Trust and Investment Corporation (CITIC), владеющая АО «Каражанбасмунай», и SINOPEC. То есть совокупный размер инвестиций, заявляемых только этими тремя участниками нефтегазовой отрасли с китайской стороны, превышает 50 миллиардов долларов США.
Китаефобия и прагматизм
За 30 лет с момента обретения Казахстаном независимости процесс вхождения Поднебесной в экономику республики сопровождался время от времени возмущениями казахстанцев, которые не раз высказывали свои опасения и недовольство решениями властей, все больше и больше впадающих в зависимость от китайской финансовой помощи.
Свежий пример. Жителей столицы возмутили баннеры на китайском языке, которые были развешаны по всему городу на участках, где проходит маршрут будущего наземного метро (легкорельсовый трамвай - LRT). Реализация этого проекта началась еще в 2010 году, но была приостановлена из-за коррупционных скандалов. Сейчас его завершает китайская компания China Railway Asia-Europe Construction Investment.
Тем временем казахстанский политолог Талгат Калиев считает, что в нормальной практике действует формула, когда взаимоотношения между странами строятся на прагматичной и взаимовыгодной основе. Он напомнил, что Китай - наш крупнейший инвестор, товарооборот с которым растет из года в год.
«С любым из наших соседей мы должны взаимодействовать, не смешивая экономику и политику, и наоборот. Нам важно видеть открывающиеся перед нами новые возможности, а не тревожиться. Например, перенаправление нефтяных и газовых потоков России с запада на восток, а именно в сторону Китая, дает нам возможность усилить с помощью двух наших больших соседей транспортный и транзитный потенциал, что нам и необходимо. Мы можем получить максимум прибыли, имея под боком такой огромный рынок, как Китай», - добавил Калиев.
Эксперт напомнил, что Казахстан и Китай связаны друг с другом исторически и географически. По его мнению, казахстанцам следует освободиться от разного вида фобий.
«Все это наследие советской психологии, когда страны сравнивают с осажденной крепостью, которую окружают соседи-враги. От этого пора отходить», - резюмировал Калиев.