За почти 100 лет своего существования металлургический завод в поселке Карсакпай области Улытау повидал многое. С тех пор, как английские концессионеры в 1913 году выкупили весь пакет акций АО «Атбасарские медные копи» и 300 рабочих приступили к строительству предприятия, и до того дня, когда страна получила свою первую медь, прошло 15 лет.
На долю первенца цветной металлургии Казахстана выпало немало испытаний. Вначале — Октябрьская революция, затем — Гражданская война. В водовороте этих событий завод то национализировали, то надолго забрасывали, а то и просто разворовывали.
И все же 19 октября 1928 года медная эпопея завершилась исторической плавкой. В невероятно тяжелых условиях оторванности от железных дорог, в голодной степи три тысячи энтузиастов совершили поистине героический подвиг, запустив медеплавильный завод к 11-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Фронтовое братство
Испытанием на прочность стали для Карсакпая, как и для всего советского народа, годы Великой Отечественной войны. Уже в 1941-м была значительно увеличена плановая добыча руды. Красный вымпел как символ побед то здесь, то там вспыхивал на вершинах копров шахт. Каждая четвертая пуля на фронте была отлита из карсакпайской меди. Мужчины ушли сражаться с фашистами. Места у станков заняли женщины и дети, которые трудились не покладая рук.
— Каждый карсакпаец знает имя прославленного Героя Советского Союза артиллериста Николая Колбасова, — вспоминала проживавшая в поселке писатель и поэт Зинаида Чумакова, которой не стало шесть лет назад. — А я, к примеру, храню в своей памяти одну трогательную историю, которую поведал нам на школьном вечере сын ветерана Великой Отечественной войны Узакпая Саринова, имя которого вы узнаете с удивлением. Так вот, был у его отца на фронте друг по фамилии Козлов. Они всегда были вместе. Смелые, лихие парни. Пулям не кланялись, честь берегли и братству своему фронтовому были верны до последнего вздоха. Понимая, что вернуться живым с такой битвы не всякому повезет, поклялись товарищи друг другу в том, что, если кто жив останется и у него сын народится, то даст он ему имя от фамилии погибшего.
Козлов все подтрунивал над отцом собеседника: «Бедный твой сын, это ж надо, какое имя может быть ему предназначено». А тот только смеялся в ответ да приговаривал: «Не тужи, сам будешь носить свою фамилию. Пуля — дура, судьба — злодейка, а жизнь — копейка. Прорвемся как-нибудь».
Прорвался он один. А спустя годы у него родился сын, которого он нарек именем Козлов. Так и осталась в паспорте карсакпайца запись: Козлов Узакпаевич Саринов.

Поселок-музей
Местный медеплавильный завод сыграл важнейшую роль в развитии металлургии Казахстана. С его вводом отечественная промышленность впервые получила возможность осуществить принципиально новый технологический процесс — селективную флотацию и плавку флотационного концентрата в отражательной печи. Концентрат, полученный после обогащения руды и содержащий 30 процентов и более меди, плавили в отражательной печи, получали штейн с 55 процентами меди и кислого шлака. Карсакпайские металлурги, сознавая всю меру ответственности, прилагали невероятные усилия для быстрого наращивания мощностей завода, внедрения технологических новшеств, совершенствования производства меди, улучшения ее качества.
В результате проектные показатели по выплавке были перекрыты более чем в 10 раз. Безусловно, это был успех не только рабочих медьзавода, но и победа инженеров и техников комбината в содружестве с учеными.

Успешное освоение жезказганскими металлургами новой технологической схемы по переработке медных руд на черновую медь оказало существенное влияние на переход отечественной металлургии к совершенному способу получения меди (флотация, отражательная плавка). Используя накопленный опыт работы карсакпайского завода, действующие предприятия медной промышленности СССР реконструировались, а остальные проектировались и строились по новым технологическим схемам.
Карсакпайский медьзавод имел своей конечной продукцией черновую медь. Наличие многих элементов в руде требовало комплексной обработки с целью более полного извлечения ценных составляющих. Поэтому институтом «Гипроцветмет» был разработан проект медеплавильного завода, который в 1966 году начали строить в расположенном в 110 километрах от поселка городе Жезказгане. А уже в марте 1971-го была введена в эксплуатацию первая очередь медеэлектролитного производства. Жезказганский комбинат получил схему производства от добычи руды до выдачи товарной меди в виде катодов, а с завершением строительства — и медной катанки.

Так, на смену маленькому карсакпайскому заводу пришел мощный жезказганский медеплавильный гигант. Старые металлурги шутили: «Если наш завод можно назвать сопкой, то жезказганский — горой. Если наш завод — самовар, то новый — это большой котел для варки мяса». И все-таки большинство из них покинули привычные места и перебрались в город, откликнувшись на призыв руководства помочь наладить там работу.
Так перед карсакпайцами встала новая проблема: как выжить в условиях жесткой конкуренции, найдя свою собственную нишу.
— Ну не закрывать же в самом деле завод, ставший первенцем цветной металлургии страны! — делилась в своих воспоминаниях Зинаида Чумакова. — Выстоять в то время помог директор Кадыр Маткенов. Это он обивал пороги, стучался в двери, встречался с высоким начальством, убеждал, доказывал, требовал и просил, пока наконец-то не нашел решения вопроса.

Завод поменял свой профиль. Теперь он именуется металлургическим и имеет девять цехов с налаженным циклом производства, которые по-прежнему работают на укрепление горнорудной базы региона и республики. В основе — литье. Так, после 1973 года карсакпайское производство переориентировали на металлургическое. Основным видом деятельности завода стал отлив чугунных изделий для предприятий ТОО «Kazakhmys Holding («Казахмыс Холдинг»)».
В новых реалиях
Завод выпускает около 80 наименований товарной продукции в виде комплектующих деталей для оборудования, использующегося на рудниках, фабриках и заводах компании.
Сегодня в Карсакпае проживают 1112 человек, количество дворов — 280, это 333 семьи. В былые времена численность сельчан доходила до 7000. Экономически активное население — 800 человек, из них занятые — 625, безработные — 10. Карсакпайцы держат коров — 1523 головы, лошадей — 4310, овец и коз — 4464, птицу — 80.
В поселке есть больница, восемь магазинов, детский сад «Балдаурен», 208 ребят учатся в средней школе № 15 имени Жамбыла Жабаева. Действуют Карсакпайский агротехнический колледж, Дом культуры, библиотека, детско-юношеская спортивная школа. Рядом со зданием управления завода находится строение, в котором в 1926 — 1940 годах жил академик Каныш Сатпаев. Сейчас здесь размещается дом-музей. Дерево во дворе посадил сам великий ученый.
Долгое время район был транспортным тупиком, но в 2016 году запустили железнодорожную линию Жезказган — Бейнеу, открыв новые возможности. Теперь расстояние от поселка до ближайшей железнодорожной станции составляет всего четыре с половиной километра.
Поселок Карсакпай, область Улытау
Фото из открытых источников
