Развитие промышленного производства — важнейшая задача экономики республики. И мы считаем необходимым поддерживать предприятия и людей, специалистов и руководителей, которые не опускают руки в самых сложных ситуациях, выпускают именно отечественную продукцию. Коллеги из газеты «Акмолинская правда» написали об одном таком примере, и наша газета с разрешения автора публикует этот материал.
В девяти километрах от села Заозерное района Биржан сал располагается одно из крупнейших предприятий региона ТОО «Кокше-Цемент», специализирующееся на производстве цемента. Корреспонденты «Акмолинской правды» побывали на современном заводе, где ознакомились с производственным процессом, узнали о проблемах сотрудников и о том, как их решает руководство предприятия.
Цементный завод был построен за счет частных инвестиций и введен в эксплуатацию в 2017 году. Он появился благодаря Коксорскому месторождению, где с 2006-го идет добыча известняка и аргиллита. Также здесь открыт второй карьер — месторождение кварцевых песков. Проектная мощность предприятия — 2 миллиона тонн цемента в год. С декабря прошлого года к трудовым обязанностям на инновационном заводе приступил новый директор Булат Оспанов. До назначения специалист шесть лет трудился на предприятии начальником отдела охраны окружающей среды. Руководитель утверждает, что продукция без примесей и добавок зарекомендовала себя на казахстанском рынке с хорошей стороны.
Из чего делают цемент
Горный мастер Павел Любченко рассказал, что производственный процесс начинается с Коксорского месторождения. «Основными компонентами в качестве сырья для производства цемента служат известняк и аргеллит. Доказанные запасы на этом месторождении — 150 миллионов тонн известняка, которого хватит на 75-80 лет, и 15 миллионов тонн аргеллита. Добыча на участке производится первоначальным рыхлением буровзрывным способом подрядной организацией «Кокшебур», — сказал он.
Сердцем завода здесь называют цех по производству клинкера, из которого делается цемент. Технический директор ТОО Виктор Новиков рассказал о технологии производства: «Вращающася печь имеет длину 62 метра и 5,25 метра в диаметре, производительность — 5500 тонн клинкера в сутки. Сырьевая мука поступает в пятиступенчатый циклонный теплообменник с редактором-декарбонизатором, в котором происходят первичные процессы: сушка, разогрев и декарбонизация сырьевой муки. После прохождения теплообменника разогретая сырьевая мука поступает во вращающуюся печь, где и происходит процесс образования клинкера. Температура во вращающейся печи может достигать 1450-1500 градусов по Цельсию».
Начальник производственно-технического отдела Сабит Мажитов отслеживает автоматизированный процесс производства от дробилки до упаковки на экранах мониторов. Качество цемента ежечасно проверяют специалисты в спецлаборатории. Затем цемент в биг-бегах по 1000 килограммов по железной дороге отправляется в Астану и другие города Казахстана.
О расходах и доходах
Как рассказал «Акмолинской правде» директор ТОО «Кокше-Цемент» Булат Оспанов, новый год для предприятия начался с неприятных новостей. В социальных сетях появилась информация, которая, по мнению руководителя, подрывает деловую репутацию предприятия и отношения с партнерами. Он признает часть проблем, указанных в видеоролике, но, по его словам, это текущие вопросы и они постепенно решаются.
— Пока мы не вышли на проектную мощность 2 миллиона тонн цемента. В прошлом году выпустили всего 281 000 тонн клинкера, 10,7 тысячи тонн продали в качестве цемента на 5 миллиардов тенге. При этом затраты предприятия составили 8 миллиардов тенге, из них 2,5 миллиарда — на оплату труда сотрудников, — рассказывает он. — Тем не менее в конце 2021 года смогли выплатить работникам так называемую 13-ю зарплату. В мае 2022го подняли заработную плату рабочим на 30 процентов, в прошлом году — еще на 30 процентов. Стараемся платить достойно и без задолженностей. Сейчас средняя заработная плата за 15 вахтовых дней составляет около 200 000 тенге.
Почему завод не может выйти на проектную мощность, Булат Оспанов тоже подробно объяснил.
— К сожалению, сегодня мы не выполняем проектный показатель в 2 миллиона тонн. Все технологические процессы проходят на оборудовании производства Дании.
Во время пандемии мы не могли его ремонтировать, а сейчас нарушены логистические связи по доставке нового оборудования и запасных частей к нему. Это сказывается на производстве нашей основной продукции. Все это повлияло на социальное обеспечение и зарплату рабочих. Мы разработали программу мероприятий, постепенно их решаем. Сейчас наши главные задачи — отремонтировать цех по производству клинкера и повысить производительность труда. Но завод не простаивает, люди обеспечены работой. Мы работаем со многими партнерами. Приобретаем гипс из Жамбылской области, уголь — из Ерейментау, железосодержащую руду — из села Енбек. Строительный сезон еще не начался, но рынок стал оживать. На этот год заключили договора с пятью крупными столичными предприятиями.
Для комфорта сотрудников
Как рассказал директор завода, несмотря на то, что предприятие работает круглосуточно в две смены, здесь остро стоит вопрос нехватки квалифицированных рабочих кадров. По штату должны числиться 720 сотрудников, а фактически работают 530.
При этом многие — более 10 лет. Десятки жителей близлежащих сел Заозерное, Донское, Кенащы, Краснофлотское трудятся в ТОО со времени строительства завода. К примеру, из села Заозерное работают 40 жителей. Все прибывающие на вахту 220 человек обеспечены жильем и трехразовым питанием в рабочей столовой, каждый день для них выпекается свежий хлеб. «У нас есть овощехранилище, стараемся разнообразить меню согласно требуемой калорийности, — отмечает руководитель предприятия. — Спецодежду для рабочих шьет одна из швейных компаний нашего холдинга. На днях выделим 3 миллиона тенге на новые постельные принадлежности. Планируем приобрести промышленную стиральную машину».
Огромный вклад вносит предприятие и в подшефное село Заозерное. Четыре раза в неделю сюда подвозят воду, по необходимости откачивают сточные воды. Предприятие берет на себя очистку и содержание дорог к селам Кенащы и Донское во время обильных снегопадов, вывозит мусор, содержит полигон ТБО. Пожарная машина ТОО обслуживает село в случае чрезвычайных ситуаций. Еще помогают школе, дарят подарки детям на новогодние праздники, заботятся о пожилых одиноких людях.
Важную роль в этой работе играет автотранспортный цех предприятия. Здесь 98 единиц техники — тяжелая, карьерная, коммунальная, спецтехника. Есть свое отделение железной дороги, тепловоз, вагонный парк. Рабочих, по словам директора предприятия, возят из Кокшетау и обратно, заезжая в Щучинск. Имеется отдельный автобус, который возит людей на вахту. Сейчас решается вопрос о приобретении еще одного. В штате автотранспортного цеха трудятся 135 человек, но и здесь дефицит кадров ощущается остро. Открыты 26 вакансий для вахтовиков. Не хватает квалифицированных специалистов: бульдозеристов, экскаваторщиков, машинистов-погрузчиков, а также узких: слесарей-мотористов, электриков, сварщиков.
— Зарплаты у нас пока невысокие. Однако мы надеемся, что поэтапное решение проблем и выход на проектную мощность помогут справиться и с этими трудностями, — отметил Булат Оспанов.
Вероника Бурда, Акмолинская область. Фото автора