В мае текущего года на заседании Правительства министр промышленности и строительства Ерсаин Нагаспаев сообщил о начале системной проработки в стране углехимии. По его словам, развитие этого направления позволит отойти от сырьевой модели экономики и повысить добавленную стоимость. Таким образом, Казахстан стоит на пороге интересной возможности — использовать свой огромный угольный ресурс не просто как сырье для выработки электричества и тепла, а как платформу для химической переработки.
Почему это важно
В стране имеются огромные запасы угля, что создает сырьевую базу на десятилетия вперед. При правильной переработке угля можно получить до 400 различных продуктов: синтез-газ, химические соединения, вещества с высоким добавленным значением. Самое главное, это позволяет уйти от модели экспорта сырья и перейти к модели добавленной стоимости (производство, технологии, химия). Кроме того, с технологической точки зрения появляются возможности газификации, пиролиза, гидрогенизации, производства продуктов для сельского хозяйства, науки, техники. Таким образом, развитие углехимии может стать вторым дыханием для угольной отрасли и экономики в целом. Ну и, конечно, немаловажен зеленый аспект.
Что для этого нужно
Всего-то решить несколько ключевых задач. А именно, создать технологическую базу и инфраструктуру. Нужны мощности по глубокой переработке: газификация, синтез-газ, каталитические процессы, химические заводы. Данный проект требует серьезных инвестиций и международного сотрудничества в данной отрасли. Речь может идти о 25-30 миллиардах долларов инвестиций.
Необходима и научная база: разработки, адаптация технологий под местное сырье, пилотные установки. В Казахстане имеется институт, который занимается именно этим. И, конечно, необходима государственная поддержка в виде льгот для производства и бизнеса, стимулирование, разработка нормативов.
Что мешает продвижению
Несмотря на видимые перспективы, реальность такова, что направление движется, но с рядом серьезных тормозов. Начнем с отсутствия зрелой промышленной практики. Есть разработки, есть институты, но еще нет массового промышленного внедрения. К тому же не всякий уголь подходит. Например, экибастузский уголь характеризуется высокой зольностью и высоким содержанием минеральных включений. Это делает химическую переработку дороже и сложнее с технологической точки зрения. Отсюда коммерческие риски. Построить завод дорого, технология требует серьезных затрат и времени. Кроме того, рынок продуктов еще не полностью сформирован. Наконец, экологические и технологические сложности. Работать с углем и его отходами — значительный экологический вызов. Также зольный остаток, минеральные примеси усложняют процессы.
Все эти и другие вопросы поднимались минувшим летом на VI Угольном форуме в Астане. Как отметил председатель правления АО «НК «KAZAKH INVEST» Ержан Елекеев, уголь в Казахстане практически не рассматривается как сырье для переработки, а используется лишь для получения электроэнергии и тепла. При этом традиционными способами переработки угля являются пиролиз, газификация и гидрогенезация. По его мнению, из трех методов переработки угля наиболее перспективным для Казахстана является синтезирование газа. Впрочем, есть и конкретные шаги. Так, ТОО «Богатырь Комир» с прошлого года взаимодействует с китайскими углехимическими компаниями. По результатам исследований проб «богатырского» угля можно будет судить о возможности использования его в качестве сырья для углехимии. Но надо помнить о финансовой составляющей.
Научная среда
В Казахстане действует Институт органического синтеза и углехимии (ИОСУ РК). В его составе есть лаборатория химии угля, лаборатория полимеров, электрокатализа и прочее. Если говорить о разработках, то они тоже есть. Например, учеными разработаны биоудобрения на основе низкокачественного угля и бактерий, что дает возможность использовать уголь как сырье даже в сельском хозяйстве. Также есть исследования по газификации угля high-ash (например, угля Экибастуза) в рамках экспериментального комплекса. Однако пока большинство разработок находится на стадии лабораторий или пилотных проектов. Масштабного промышленного внедрения практически нет.
Когда будет сделан первый шаг
Вряд ли в ближайшие год-два, а то и все пять, получится увидеть полноценные заводы, настроенные под углехимию. Впрочем, какое-то движение возможно. По версии министра промышленности и строительства Ерсаина Нагаспаева, в рамках утвержденной Дорожной карты по развитию углехимии, отечественные угледобывающие предприятия совместно с научными институтами занимаются всесторонним изучением и внедрением современных технологий для получения востребованной химической продукции. А главное, до 2035 года в химическую промышленность планируется привлечь инвестиции в размере 4,8 триллиона тенге.
Впрочем, реализация планов будет зависеть от успеха пилотных проектов, привлечения зарубежных технологий и инвестиций. Надо понимать, что волшебная перестройка отрасли не случится за один год. Нужны терпение и системная работа.
Таким образом, развитие углехимии в Казахстане — многообещающая перспектива, которая может принести экономическую диверсификацию, технологическое обновление и новые продукты. Но для этого необходимо преодолеть ряд барьеров, а главное, перейти от лозунгов к делу.
