Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Эпоха вольфрама пришла
ЭкономикаПромышленность

Эпоха вольфрама пришла

Перспективы и возможности Казахстана на конкурентном рынке

Минувшей весной Узбекистан стал первой центральноазиатской страной, которая вошла в состав Международной ассоциации вольфрамовой промышленности (ITIA). Членом организации признали АО «Узбекский комбинат технологических металлов», руководство которого заявило, что к 2030 году производство вольфрама вырастет в 50 раз в стоимостном выражении. А как обстоят дела с этим стратегическим сырьем в Казахстане?

Вольфрам (его химический символ W) — металл с очень высокой температурой плавления, твердостью, специфической плотностью. Его используют в тяжелых сплавах, сплавах для режущих инструментов (карбиды), электронике, оборонной индустрии, оборудовании, связанном с экстремальными температурами, в турбинах и других изделиях. Спрос на него растет из-за нужд в высокотехнологичных металлах, обороне, возобновляемой энергетике, солнечных электростанциях (например, для резки кристаллического кремния), инструментальной промышленности.

Где в Казахстане добывают вольфрам

Казахстан обладает двенадцатью вольфрамовыми месторождениями, разведанными в советский и постсоветский периоды. По данным на 2025 год, общий объем запасов оксида вольфрама (WO) в различных месторождениях составляет около двух миллионов тонн. Впрочем, этот ресурс до сих пор не реализован в виде работающих предприятий, выпускающих вольфрамовую продукцию. В портфеле инвестиционных проектов национальной горнорудной компании «Тау-Кен Самрук» есть два месторождения вольфрамовых руд: Верхнее Кайракты и Северный Катпар. Верхнее Кайрактинское месторождение наиболее крупное, оно входит в тройку крупнейших вольфрамовых месторождений мира. Его запасы составляют около 90 тысяч тонн триоксида вольфрама и 13 тысяч тонн молибдена. Что касается второго месторождения, то оно располагается в непосредственной близости от месторождения-гиганта. Его запасы оцениваются в 110,3 тысячи тонн триоксида вольфрама.

До 2024 года у Казахстана не было завода по переработке вольфрама на коммерческом уровне: действовали только месторождения, разведка, планы.

В 2024 году, 1 ноября, в Алматинской области был открыт первый завод по переработке вольфрама (концентрирующий/обогатительный комплекс). По информации Министерства промышленности и строительства, стоимость проекта составила 300 миллионов долларов. Завод при полной нагрузке будет перерабатывать 3,3 миллиона тонн руды в год с производством 65-процентного вольфрамового концентрата. В рамках дальнейшего расширения планируется построить глубокую переработку, довести чистоту продукта до 88,5 процента и производить высокочистый карбид вольфрама и аммонийный паравольфрамат.

Проект реализуется с участием международных инвесторов из Китая. Стоит отметить, что месторождения в Карагандинской области имеют резервы, но пока добыча и переработка на них в коммерческих масштабах еще не запущены.

Верхнее Кайрактинское месторождение расположено в Шетском районе Карагандинской области.jpg

Перспективы отрасли

Казахстан может стать одним из серьезных игроков на мировом рынке вольфрама, особенно если расширить переработку и очистку продукции. Есть плюс и в том, что заводы строятся с участием зарубежных компаний (например, китайских), что приносит технологии, финансирование, опыт. Это сокращает время выхода на проектную мощность и повышает качество переработки.

Спрос на «стратегические металлы» усилился из-за угроз перебоев поставок, санкций, контроля над экспортом со стороны крупных стран-производителей. Казахстан в этой ситуации — потенциальный альтернативный источник. И надо помнить, что спрос на данный продукт растет с расширением таких сфер, как электроника, возобновляемая энергетика, солнечные панели, оборонная промышленность. Все это требует материалов с высокими показателями прочности, термостойкости, твердости. Тут вольфрам незаменим.

Проблемы и риски

Надо понимать, что глубокая очистка — это сложный технологический процесс. Важно не просто добыть руду, а быть конкурентоспособным в степени очистки, производстве высококачественных карбидов, порошков, прецизионных сплавов. Второй не менее важный момент — экологический. Сегодня без этого никуда. Речь об отходах, затратах воды и электроэнергии. А также пресловутое соответствие международным стандартам становится обязательным, иначе продукция может не найти рынка сбыта. Не менее важный вопрос, если не основной, — капиталовложения и окупаемость. Этот проект из серии «длинные деньги» — высокая начальная стоимость проектов, длительный период возврата инвестиций. И, конечно, конкуренция, куда же без нее. И главный конкурент тут Китай.

Мировой спрос и динамика

По оценкам экспертов, глобальный рынок вольфрама (в пересчете на вольфрамовое производство или эквивалент) в 2022-2024 годах составлял около 119-140 тысяч тонн. Ожидается, что к 2026 году он вырастет до 141-145 тысяч тонн. Прогноз до 2030 года показывает рост до 177 тысяч тонн с ежегодным приростом около четырех-пяти процентов.

Основные потребители: промышленность режущих инструментов (карбиды), стали и сплавы, электроника, оборонная промышленность, новые сектора — возобновляемая энергия, фотоэлектрика, аэрокосмическая промышленность. Китай по-прежнему доминирует и по производству, и по переработке, и по экспорту. Кроме того, на рынок влияют такие внешнеполитические события, как санкции и экспортные ограничения. Это делает поставки менее предсказуемыми и способствует спросу на альтернативные источники.

Итак, Казахстан сейчас стоит на пороге того, чтобы стать полноценным игроком в цепочке — от добычи до высококачественной переработки и производству вольфрамовой продукции. Первый крупный завод запущен, резервы есть, инвесторы заинтересованы — это все сильные стартовые позиции. Если, конечно, удастся преодолеть технологические, экологические, инфраструктурные барьеры и войти в конкурентную среду с продуктами, востребованными на мировом рынке. А если Казахстан сможет производить не просто концентрат, но высокочистые карбиды, прецизионные сплавы и, возможно, готовые изделия, то потенциал огромен

Читайте в свежем номере: