Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаПромышленность

Дорога Бейнеу — Шалкар: обещанного 10 лет ждем?

О строительстве автодороги Бейнеу — Шалкар, которая должна связать Узбекистан с западными регионами Казахстана, говорят уже десять лет. Вот и на недавнем саммите Организации экономического сотрудничества про нее вспомнил Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов. По его словам, автодорога послужит завершению формирования восьмого автодорожного коридора ТРАСЕКА — программы международного сотрудничества между Европейским союзом и странами-партнерами по организации транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия. Вопрос один: когда? 

Что такое Бейнеу — Шалкар?

Сегодня средний коридор (новая дорога станет его частью) является важнейшим маршрутом внешней торговли Узбекистана и других стран Центральной Азии со странами Европейского союза. Средний коридор — транспортный и торговый маршрут, соединяющий Азию и Европу и проходящий через несколько стран региона. Это альтернатива традиционным северным и южным коридорам. Маршрут начинается в Китае и пересекает страны Центральной Азии, такие как Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Затем он достигает Европы через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию. 

По информации Министерства транспорта РК, в настоящее время в стране ведутся полномасштабные работы в этом направлении. Планируется охватить 3,6 тысячи километров трасс республиканского значения, которые соединяют между собой населенные пункты центральных, восточных и западных регионов. В целом к реализации новых проектов планируют приступать поэтапно, по мере завершения переходящих проектов, с учетом их приоритетности. Что касается долгоиграющего проекта Бейнеу — Шалкар — Ыргыз (665 километров), то его старт состоится не раньше 2026 года. 

Бейнеу — село в Мангистауской области. Шалкар — город в Актюбинской области. Сегодня там находится полевая дорога, которая должна превратиться в почти 513 километров современного дорожного полотна. 

Десять лет на разговоры 

Впервые о проекте заговорили в 2013 году, тогда было заявлено, что его реализация стартует в 2015 году. Тогда министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев на встрече с активом Мангистауской области рассказал о планах по строительству трасс в регионе. В рамках проекта развития направления Центр — Запад планировалось начать стройку на автодороге Бейнеу — Шалкар общей протяженностью 500 километров, 120 из которых проходят по Мангистауской области. После о проекте где-то в кулуарах министерства еще вспоминали, но движения не было. 

Однако в 2020 году о нем вновь оживленно заговорили. Инициатором выступил сенатор Суиндик Алдашев, который отметил, что морской порт Курык играет ключевую роль в повышении экспортного потенциала страны. 

“В целях уменьшения сроков доставки грузов к указанному порту и связанных с ними расходов в 2016 году была построена и введена в эксплуатацию железная дорога Шалкар — Бейнеу протяженностью 471 километр, которая позволила сократить путь до порта Курык более чем на 500 километров по сравнению с существующим маршрутом. Однако до сих пор открытым остается вопрос выбора оптимального маршрута доставки грузов до указанного порта автомобильным транспортом”, — отметил тогда депутат. 

Сенатор выразил недовольство тем, что приходится делать большой круг по маршруту Ыргыз — Актобе — Макат — Бейнеу — Курык для того, чтобы доставить груз автомобильным транспортом до морского порта. Причем дополнительно приходится преодолевать 1250 километров. При этом сенатор отмечал, что не был определен источник финансирования проекта Бейнеу — Шалкар. И это несмотря на то, что в рамках второго этапа программы “Нұрлыжол” на 2020 — 2025 годы была запланирована реализация 30 проектов по реконструкции и строительству около 11 тысяч километров автомобильных дорог. При этом использование материалов проектно-изыскательских работ, разработанных при строительстве железной дороги Шалкар — Бейнеу, а также существующей инфраструктуры данной железной дороги, позволило бы реализовать проект в кратчайшие сроки и с минимальными затратами, отмечал тогда депутат Алдашев. Строительство этой автомобильной дороги позволило бы жителям других регионов нашей страны кратчайшим путем иметь доступ к побережью Каспийского моря для отдыха и туризма. 

Обещания с высоких трибун 

В ноябре прошлого года Президент страны на встрече с общественностью в Мангистауской области отметил, что строительство трассы Бейнеу — Шалкар идет очень медленно. 

“Во время своей предыдущей поездки в регион я говорил о важности строительства трассы Бейнеу — Шалкар. Работа идет очень медленно. Правительству требуется серьезно ускорить подготовку всех документов для начала строительства данной дороги”, — поручил Касым-Жомарт Кемелевич Токаев. 

В ноябре этого года в рамках рабочего визита в Узбекистан Премьер-министр РК Алихан Смаилов принял участие в 16-м саммите Организации экономического сотрудничества, где затронул вопрос строительства автодороги Бейнеу — Шалкар. 

“Мы также активно раскрываем потенциал наших морских портов на Каспии. Будут построены контейнерный хаб в порту Актау и многофункциональный терминал “Саржа” в порту Курык. Планируется строительство отдельных станционных путей на пунктах пропуска с Китаем для стран Центральной Азии. Мы намерены систематически увеличивать грузопоток по этому направлению и к 2030 году довести его до 500 тысяч контейнеров в год”, — озвучил Алихан Смаилов. 

По словам Премьер-министра, Казахстан активно участвует в инфраструктурных и логистических проектах, уделяя приоритетное внимание развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута. В целях наращивания его потенциала Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция реализуют дорожные карты по синхронному устранению “узких” мест и развитию среднего коридора до 2027 года. 

Уже в нынешнем декабре на встрече жителей Кызылординской области с Министром транспорта Маратом Карабаевым вновь была озвучена информация по альтернативной концепции проекта трассы, которая соединит запад Казахстана с центром страны. 

“Есть план строительства прямой дороги Бейнеу – Шалкар, далее через села Ыргиз и Амангельды в планах выйти на город Аркалык. Сейчас завершается реконструкция республиканской автодороги Костанай — Денисовка. Таким образом, новый проект соединит Костанайскую и Мангистаускую области. Это главная цель. Само строительство запланировано на 2026 год. Своевременной реализации проекта будет способствовать уже имеющаяся железная дорога между селом Бейнеу и городом Шалкаром”, — сказал на встрече глава Минтраспорта. 

Осталось подождать два года, если, конечно, планы не поменяются.