Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаПромышленность

Дальше техзапуска не пошли

Костанайский завод по утилизации сельхозтехники приказал долго жить

В декабре 2021 года в Костанае состоялось открытие первого комплекса нового завода по утилизации сельхозтехники, выработавшей свой ресурс. Заявлялось, что аналогов предприятию нет в Центральной Азии. В запуске принял участие премьер-министр страны, на тот момент Аскар Мамин. Реализовать проект совместно с акиматом должно было ТОО Auto Recycling. Стоимость всех работ составила 5,1 миллиарда тенге. Вводить его в эксплуатацию планировалось в два этапа: сначала цех по разбору тракторов и комбайнов, административный корпус и подготовительный отсек для транспортировки металла, затем, в первой половине 2022 года, — запуск линии по утилизации крупногабаритных шин. Однако проект так и не состоялся. 

Как все начиналось

О строительстве завода по утилизации вышедшей из эксплуатации сельскохозяйственной техники было заявлено в 2020 году. Предложение о создании кластера по переработке изношенной аграрной техники было представлено премьер-министру Аскару Мамину руководителем компании «Оператор РОП» Медетом Кумаргалиевым. Изначально предполагалось, что это будет один завод по переработке сельхозтехники, легковых и большегрузных автомобилей. На тот момент проект уже прошел предварительное согласование и был поддержан Министерством экологии, геологии и природных ресурсов РК. Предполагалось, что в кластер могут войти предприятия по переработке пластиковых отходов с принятого на утилизацию транспорта, в перспективе возможны сбор и утилизация неработающей электронной техники, переработка изношенных шин, отработанных масел и производство печного топлива. Согласно предварительным расчетам, стоимость создания кластера переработки отходов составляла 3,2 миллиарда тенге. 

При поддержке акимата Костанайской области местом для строительства завода выбрали участок в четыре гектара в индустриальной зоне «Костанай». Причем местные власти говорили о создании не просто завода, а целого хаба по утилизации техники. 

По данным Министерства сельского хозяйства, на 2020 год в Казахстане было зарегистрировано 145 тысяч тракторов и около 38 тысяч комбайнов. Средний износ всего парка сельхозтехники составлял 76 процентов. 

Кто есть кто 

Компания ТОО Auto Recycling из Астаны была зарегистрирована в феврале 2020 года, основной вид деятельности — разборка машин и оборудования, не подлежащих восстановлению. Планировалось делать это по карагандинскому аналогу. 

Мощность предприятия должна была составить четыре тысячи единиц агротехники в год. При этом полученный металл планировалось использовать для производства новой продукции, сообщала пресс-служба бывшего премьер-министра. Без уточнения, где. 

Весной 2022 года в специализированном экономическом суде Костанайской области проходил процесс по иску подрядчика ТОО «НУРСервис-Строй» к заказчику ТОО Auto Recycling. Истец требовал признать акты выполненных работ по строительству завода действительными, чтобы на основании решения добиться оплаты этих работ, которая была приостановлена из-за возбуждения уголовного дела в отношении руководства ТОО Auto Recycling. 

завод.jpeg

Эксперимент 

Популярный блогер и борец с утильсбором Санжар Бокаев решил проверить работу костанайского предприятия, как говорится, на зуб. В октябре 2023 года он специально приобрел старый трактор за 900 тысяч тенге и привез на предприятие для сдачи его на утилизацию. Но его встретили закрытые двери — в приемке ему отказали. На этом он решил не останавливаться и отправился в Карагандинскую область, на другой завод по утилизации техники ТОО Recycling Company, однако и там ему не удалось расстаться с автохламом. Все это он запечатлел на видео и выложил на YouTube. «Получается, в Казахстане вообще нет утилизации. Вы видите, что я попытался сдать технику в двух промышленных городах страны, но у меня не вышло», — возмутился блогер. 

В итоге он сдал свой трактор, который обошелся ему в копеечку с учетом логистики, на металлолом за 218 тысяч тенге. 

В управлении предпринимательства региона на такое разоблачение сообщили, что завод строился за счет частных инвестиций ТОО Auto Recycling. Государство лишь помогло в подведении инженерных коммуникаций и предоставило землю. Чиновники лукавили: подведение коммуникаций — весьма недешевое удовольствие. А вот поставленный бизнесом ангар и правда не так дорог. Проект, по словам костанайских чиновников, застопорило уголовное дело в отношении руководителей ТОО «Оператор РОП», которое имеет непосредственное отношение к компании, строившей костанайский завод. По словам руководителя управления предпринимательства Костанайской области Назарбека Конакбаева, в рамках уголовного дела все имущество инициатора проекта переходит в пользу государства. Ну а саму производственную площадку после передачи государству предложат другим инвесторам. Кстати, тот самый торжественный запуск завода местные власти назвали техническим. Понимай как хочешь. 

Новый проект на старом месте?

В январе, незадолго до своей отставки, премьер-министр РК Алихан Смаилов, будучи в Костанае, от прямого ответа на вопрос местных журналистов о судьбе завода уклонился. Аким области Кумар Аксакалов пояснил, что завод находится под арестом, необходимо дождаться окончания судебных разбирательств. А в феврале руководитель управления предпринимательства Назарбек Конакбаев сообщил, что судебные тяжбы завершены еще в июле 2023 года. 

«Акимат области не являлся участником ни одной из сторон судебного процесса. Для полноценного запуска завода по утилизации сельскохозяйственной техники на первоначальном этапе необходимо вернуть объект в доход государства. После чего будет проработан вопрос по поиску инвестора в целях запуска завода», — уточнил чиновник. 

Вот только не уточнил, какого. 

Фото Талгата Галимова и из открытых источников 

Читайте в свежем номере: