Согласно данным Қазақстанның автокөлік одағы (Казахстанского автомобильного союза), в марте 2025 года в стране было произведено 12 289 единиц техники на сумму 164,1 миллиарда тенге. Это на 17,6 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда выпустили 10 448 машин на 126,1 миллиарда тенге. Продажи новых автомобилей также продемонстрировали уверенный рост — на 23,4 процента! Кроме того, союз представил рейтинг наиболее популярных моделей среди казахстанцев.
По данным статистики, в марте этого года на учет было поставлено 147 тысяч единиц автотранспортных средств, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года показатель увеличился на 3,5 процента.
По состоянию на 1 апреля количество зарегистрированных автотранспортных средств составило 5937,7 тысячи единиц: число автомобилей за год выросло на 9,8 процента. Из общего числа 88,2 процента — легковые автомобили, 9,9 — грузовые и 1,9 — автобусы.
По типу топлива основная часть автопарка — 81,8 процента — по-прежнему работает на бензине. Автомобили на смешанном топливе составляют 7,3 процента, на дизеле — 7,1. За год число газовых авто выросло на 4083 единицы, их доля достигла 0,3 процента от общего количества. Электромобилей в стране насчитывается 14 266 — это всего 0,2 процента от всего транспорта, однако их число увеличилось в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Настоящее и будущее казахстанского автопрома
Итак, как сообщили в Қазақстанның автокөлік одағы (ҚАО), в марте 2025 года на территории Казахстана было произведено 12 289 единиц техники общей стоимостью 164,1 миллиарда тенге против 10 448 единиц и 126,1 миллиарда тенге годом ранее. Объемы выпуска превзошли результаты марта прошлого года на 17,6 процента.
Между тем доля автопрома в машиностроении в марте этого года составила 38,4 процента.
Основную долю в производстве заняли легковые автомобили — 11 264 единицы, что на 15 процентов больше по сравнению с прошлым годом. Выпуск грузовиков составил 524 единицы, показав рост на 112,1 процента. А вот производство автобусов сократилось на 19,5 процента — до 136 штук.
Также было выпущено 305 прицепов и полуприцепов, а объем прочей спецтехники составил 60 единиц.
Всего же по итогам первого квартала в Казахстане произведено 33 176 единиц транспортных средств на сумму свыше 442,4 миллиарда тенге.
В Костанае (Allur) за три месяца произведено 18 049 единиц техники (-3,1 процента). В Алматы (Hyundai Trans Kazakhstan, Hyundai Trans Almaty) выпущено 12 943 (+29,1) легковых и коммерческих автомобилей. В Семее (СемАЗ, Daewoo Bus Kazakhstan) — 620 единиц коммерческой техники (-42,1). В Карагандинской области (QazTehna) — 376 единиц (+12,2). В Кокшетау (КАМАЗ-Инжиниринг) произвели 263 единицы коммерческой техники (+4,8), в то время как в других регионах — 925 единиц.
Согласно данным Казахстанского автомобильного союза, в пятерку самых популярных брендов отечественного производства за январь — март этого года, включая экспорт, вошли следующие марки: Hyundai (12 806 единиц), Chevrolet (7657), Kia (5609), Jetour (2437) и Jac (1696).
В разрезе моделей больше всего произведено Chevrolet Cobalt (6559 единиц), Hyundai Tucson (5152), Kia Sportage (2774), Hyundai Mufasa (2134) и Hyundai Santa Fe (1472).
Как заявила президент ҚАО Анар Макашева, «текущие результаты демонстрируют уверенность национальных производителей в том, что рынок и потребитель все больше делают выбор в пользу качества, безопасности и ценовой доступности. При этом автобизнес сегодня вкладывает не только в развитие и модернизацию текущих производств, но и в запуск новых мощностей. Напомню, что в 2025 году запланировано открытие двух современных заводов в Алматы и Костанае. Помимо этого, активно развивается производство автокомпонентов, которое встраивает нашу страну в глобальные цепочки поставок».
Спикер также подчеркнула, что перед отраслью открываются широкие перспективы: для Казахстана на данном этапе важно не ограничиваться производством автомобилей, а формировать устойчивую промышленную экосистему. Такая модель должна способствовать созданию высокопроизводительных рабочих мест, развитию экспорта и вкладу в рост национального ВВП.
В свою очередь, агентство Reuters в материале «Казахстан: стратегический автомобильный хаб в Центральной Азии» отметило, что наша страна, традиционно играющая ведущую роль в экономике Центральной Азии, стремительно укрепляет свои позиции и в сфере автомобилестроения. За последние пять лет, несмотря на спад производства в крупнейших экономиках мира, объемы выпуска автомобилей в Казахстане выросли в три раза. Особый акцент делается на цифровизацию, внедрение искусственного интеллекта, развитие промышленной инфраструктуры и активное привлечение иностранных инвестиций.
Основную долю производства автомобилей в Казахстане продолжают обеспечивать ведущие игроки рынка — компании Allur и Hyundai Trans Kazakhstan, расположенные в Костанае и Алматы. По данным источника, именно на эти предприятия приходится большая часть общего объема выпускаемой автотехники в стране.
Reuters также напоминает, что в 2025 году производственные мощности Казахстана существенно вырастут благодаря запуску двух новых автозаводов. Один из них — завод Kia в Костанайской области — станет первым полностью самофинансируемым проектом компании за пределами Южной Кореи. Объем инвестиций — 200 миллионов долларов США, а годовая мощность предприятия — 70 000 автомобилей.
Второй завод откроется в Алматы и будет ориентирован на выпуск автомобилей китайских брендов. Его ежегодный объем производства составит 90 000 единиц.
Фавориты казахстанцев
Вместе с тем, по данным Қазақстанның автокөлік одағы, в марте было продано 19 629 единиц легковых автомобилей и коммерческой техники, что на 23,4 процента больше, чем в марте прошлого года.
Итак, на первой строчке в топ-10 самых продаваемых автомобилей, по данным ҚАО, продолжает находиться Hyundai (4472 единицы, +32,8 процента по сравнению с мартом прошлого года).
Chevrolet укрепляется на второй позиции — 2738 проданных автомобилей (+99,3 (!) процента).
На третьей строчке Kia — 2120 единиц (+17,1 процента).
Jetour второй месяц подряд на четвертой позиции — 1362 единицы (+74,4 (!) процента).
Пятое место в марте у Chery, продано 1350 автомобилей (+2,7).
Далее по списку: Haval (1288 единицы, +14,6 процента), Jac (1071, +54,3), Geely (1021, +45,6), Toyota (862, -21,2) и Changan (703, -42,1).
Между тем в топ-10 самых популярных моделей в марте доминирует Chevrolet Cobalt (2236 единиц). Далее идут Hyundai Tucson (1692), Kia Sportage (1090), Hyundai Mufasa (955), Haval M6 (607), Chery Tiggo 2 (532), Hyundai Elantra (529), Hyundai Santa Fe (524), Geely Emgrand (493) и Jac S3 (461).
Тем временем всего в первом квартале 2025 года было продано 46 843 новых автомобиля против 39 439 единиц за этот период в прошлом году (+18,8 процента).
По итогам первого квартала рейтинг брендов возглавляет Hyundai (11 705 единиц, +26,2 процента), на второй строчке Chevrolet с результатом 6009 проданных автомобилей (+80,1 (!) процента), третья позиция у Kia — 4905 автомобилей (+0,6). Дилеры Jetour реализовали 3103 авто (+61,2). Пятерку самых продаваемых марок замыкает Chery (3097, -10 процентов).
В свою очередь, Анар Макашева констатировала: «2024-й стал рекордным в истории продаж новых авто в Казахстане. Похоже, в текущем году нас ждут не менее высокие цифры. Без малого 20 000 проданных автомобилей в марте — это рост почти на четверть по сравнению с прошлым годом. И в целом темп продажи набирают очень динамичный. Стоит отметить, что за этими рекордными цифрами стоит кропотливая работа официальных игроков. Именно дилеры сегодня запускают собственные программы льготного автокредитования, предлагают бонусные проекты лояльности и гарантийного обслуживания. 2025-й хотелось бы назвать годом установления долгосрочного клиентского доверия к официальным игрокам индустрии».
Фото Талгата Галимова