Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаНовости партнеров

Как снизить налоговые риски в РФ?

Зиня Тимергалиевна ОРЕХОВА, кандидат технических наук, заместитель директора ООО «Аудиторская фирма «Прогресс-Сервис»

Ответ на этот и другие вопросы, связанные с внутренним контролем бизнес-модели, даёт деловому изданию «Точка опоры» аудитор, кандидат технических наук, заместитель директора по контролю качества аудита ООО «Аудиторская фирма «Прогресс-Сервис» Зиня Тимергалиевна Орехова.

В процессе деятельности предпринимателей постоянно сопровождает огромное количество рисков: внешних, на которые невозможно повлиять и только приходится принимать меры по снижению их негативных последствий, и внутренниx, которые создаются самой организацией в результате ошибочных непродуманных действий менеджмента, отсутствия надёжной системы внутреннего контроля и эффективной отлаженной бизнес-модели.

Налоговые риски формируются действующим законодательством, которое подвержено бесконечным изменениям. Так, в 2022 году в Налоговый кодекс было внесено 560 поправок, а в 2023 году почти 700. Трудно назвать такое законодательство стабильным, предпринимателю сложно уследить за всеми изменениями и своевременно учитывать те, которые имеют к нему отношение. К тому же, налоговые риски могут быть существенно снижены за счёт разумной организации бизнеса и управления налоговыми рисками.

Допустимые рамки в управлении налоговыми рисками заложены в статье 54.1 Налогового кодекса и сводятся к следующему:

  • Нельзя допускать искажений в налоговом и бухгалтерском учёте и отчётности.

  • Основной целью сделок не должно быть снижение налоговой базы.

  • Обязательства по сделкам должны фактически исполняться указанными в договоре сторонами.

Требования первого пункта легко соблюдаются проведением аудиторских проверок, цель которых заключается в подтверждении достоверности бухгалтерской отчётности.

Требования второго и третьего пунктов связаны с налоговой оптимизацией. Сама по себе налоговая оптимизация не является незаконной. В качестве примера можно привести применение упрощённой системы налогообложения (УСН): если организация считает, что применение ставки 6% с выручки является невыгодной, то она легко переходит на ставку 15% с выручки, уменьшенной на величину расходов. Налоговые платежи при этом уменьшаются, и никому не приходит в голову говорить, что это незаконно.

В качестве механизма налоговой оптимизации используют так называемое «дробление бизнеса». В последнее время наблюдается пристальное внимание налоговых органов к данному способу налоговой оптимизации. У всех на слуху события, которые развернулись вокруг деятельности отдельных блогеров. При достижении лимита по выручке, разрешённого для упрощённой системы налогообложения, финансовые потоки начинают распределяться между десятками вновь созданных ИП и ООО, учредителями которых являются связанные стороны, работающие в интересах одного лица или небольшой группы лиц. Достаточно побеседовать с одним из ИП, который не знает, каким бизнесом и как он занимается, и у налоговых органов появляется убедительный повод для серьёзного разбирательства с данной группой компаний. В случаях с блогерами налоговые органы насчитали неуплату налогов на суммы, близкие к одному миллиарду рублей (особо крупный размер – более 45 миллионов рублей), и, как следствие, были заведены уголовные дела.

Уголовная ответственность за неуплату налогов установлена статьёй 199 УК: уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Налоговая служба уточнила признаки дробления бизнеса в своём письме (Письмо ФНС от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@) и сформулировала 17 признаков, выявление которых при проверке деятельности организации налоговыми органами может стать основанием для доначисления налогов.

Существует обширная судебная практика – претензии в дроблении бизнеса в целях уклонения от уплаты налогов предъявлялись не только блогерам, но и организациям общественного питания, оптовой и розничной торговли, аптечным сетям. В последнее время налоговые органы стали уделять повышенное внимание сфере строительства и ЖКХ. Суды принимают решения в основном в пользу налоговых органов, но есть отдельные случаи (аптечные сети), когда предпринимателям удалось в судах доказать законность применяемых ими бизнес-моделей с дроблением бизнеса.

Исходя из анализа имеющейся судебной практики, положений статьи 54.1 НК РФ и 17 признаков, изложенных налоговой службой в приведённом выше письме, а также обстоятельств, на которые ФНС будет обращать внимание при проведении внешних проверок, изложенных в Письме ФНС от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@, сформулируем основные положения, которые могут привести к повышенным налоговым рискам для лиц, применяющих специальные налоговые режимы.

Разделение технологического (производственного) процесса между разными организациями – участниками схемы. К сожалению, довольно часто суды соглашаются с включением в технологический процесс оптовой и розничной торговли, несмотря на то, что это разные виды деятельности, которые и формально, и по существу сильно отличаются друг от друга, и объединение их в одну структуру вряд ли можно считать оправданным и экономически целесообразным.

  • Аффилированность участников, руководителей организаций и ИП, входящих в группу.

  • Отсутствие самостоятельности юридических лиц и ИП: отсутствие собственных производственных площадей, складских и офисных помещений, оборудования, запасов, средств связи, отсутствие персонала, управленческого и производственного, имеющего возможность исполнения заказов, использование единого фактического адреса, несение расходов участниками схемы «друг за друга», предоставление беспроцентных займов друг другу.

  • Поставщиками и заказчиками одного участника группы являются только другие участники группы.

  • Наличие мнимых и притворных сделок, когда истинную цель сделки (как правило, обналичивание денежных средств через ИП) пытаются скрыть за фактически не оказываемыми услугами.

В качестве признаков незаконного дробления бизнеса указываются также использование одних и тех же банков, в которых открываются и обслуживаются расчётные счета, использование одного IP-адреса, единой службы, ведущей бухгалтерский учёт и сдачу отчётности, единого юридического сопровождения… Однако суды, как правило, не принимают во внимание указанные признаки. 

Обстоятельства заключения сделок с контрагентами, соответствие их обычаям делового оборота оцениваются налоговыми органами (Письмо ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@), исходя из наличия у налогоплательщика документов, подтверждающих сведения:

  • о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении производственных, складских, торговых или иных площадей, необходимых для ведения предпринимательской деятельности;

  • о наличии у контрагента производственных мощностей, квалифицированных кадров, имущества, необходимых лицензий, разрешений, свидетельств о членстве в саморегулируемой организации;

  • о взаимодействии с руководителем, иными должностными лицами, ответственными сотрудниками или иными лицами, уполномоченными действовать от имени контрагента, при обсуждении условий и подписании договора;

  • о действиях по получению необходимой информации, которые обычны для деловой практики, о выполненном анализе сведений о контрагенте, размещённых на официальном сайте ФНС России в формате открытых данных и т.п.

Какие шаги нужно предпринять для снижения налоговых рисков, связанных с дроблением бизнеса, предпринимателям, применяющим специальные налоговые режимы и имеющим несколько подконтрольных организаций и ИП? В первую очередь, необходимо оценить величину налогового риска. Для этого нужно оценить суммарную выручку и численность персонала всех подконтрольных организаций и ИП. Если эти показатели существенно ниже лимита, установленного для специального налогового режима, то нет оснований для беспокойства. Тем не менее, эти показатели нужно держать под контролем.

Если указанные показатели близки к лимиту или уже превзошли его, требуется принятие срочных мер. Одно из возможных решений – это изменение организационной структуры и построение бизнес-модели без дробления бизнеса, что позволит сохранить налоговую нагрузку практически на том же уровне. Другое решение заключается в сохранении схемы с дроблением бизнеса за счёт приведения каждой подконтрольной организации и ИП в соответствие с требованиями, учитывающими установки налоговых органов и судебную практику.

Реализация как одного, так и другого решения на практике является достаточно сложной и ответственной задачей, требующей глубоких знаний и тщательного подхода от исполнителей, поэтому надёжным вариантом для решения этих задач будет использование опыта и знаний профессионалов.

Читайте в свежем номере: