Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Вместо испанских — швейцарские
ЭкономикаИнфраструктура

Вместо испанских — швейцарские

Talgo — для скорости, Stadler — для гостинцев внукам

Министр транспорта Казахстана Нурлан Сауранбаев объяснил, почему правительство отказалось от испанских вагонов Talgo в пользу швейцарских Stadler.

Тальго как «Мерседес» на бездорожье

Высокая изношенность железной дороги Казахстана (57 процентов) и любовь казахстанцев к простору во всем, в том числе к большим железнодорожным вагонам, — вот две главные причины, из-за которых было принято решение отказаться от испанских вагонов Talgo, а заменить их крупногабаритными швейцарскими вагонами Stadler. Об этом рассказал глава Минтранса Нурлан Сауранбаев на пресс-конференции во вторник.

Он пояснил, что Talgo изначально были закуплены для быстрого сообщения между двумя крупнейшими мегаполисами республики Алматы и Астаной.

«Вагоны Talgo предназначены для скоростного состава, который способен развивать скорость до 160 километров в час за счет своей особой подвески. Поэтому вначале продолжительность времени в пути между Алматы и Астаной была 11 часов, что было удобно для пассажиров бизнес-уровня, которым важно было за ночь добраться от Астаны до Алматы», — сказал Сауранбаев.

Однако впоследствии время в пути увеличилось почти вдвое, до 18-21 часа. Причина — изношенность железной дороги страны. По признанию самого министра, на сегодня износ казахстанской ж/д-сети составляет 57 процентов. 

Для решения этой проблемы потребуются время не менее трех лет и финансовые вливания в размере 18 миллионов долларов. Для этого нацкомпания «Казахстан Темир Жолы» будет брать в банках кредиты и погашать их за счет своих будущих доходов. А пока в целях безопасности на всем участке пути от Астаны до Алматы установлены скоростные ограничения от 60 до 100 километров в час. Поэтому при таких условиях разогнаться составу Talgo при его возможностях, увы, не получится. 

«Вагоны Talgo — словно как «Мерседес» на плохих дорогах», — подчеркнул Сауранбаев.

Чисто казахская ментальность

Вторая причина отказа от Talgo, по словам министра, кроется в особенностях национального менталитета. Казахстанцы, отравляясь в дорогу к родным, всегда берут с собой сумки с гостинцами.

«Например, если бабушки едут к внукам, они с собой берут мясо, казы, шубат… Все то, что в самолет взять нельзя. Для казахстанцев поезд — это, как «продуктовый» транспорт.  Вагоны Talgo на это не рассчитаны. Население просит, чтобы широкий вагон был, и для нас это своего рода социальный заказ», — пояснил казахстанский министр.

Поэтому с 2022 года на том же заводе, где ранее собирались вагоны Talgo, теперь собираются вагоны Stadler. Они, как пояснил глава Минтранспорта, стандартного широкого размера, очень удобные. До конца года их обещают поставить на отдельные маршруты. Время в пути при эксплуатации Stadler между Алматы и Астаной останется таким же — 18-21 час. 

Отказ от Talgo длиной в 20 лет

С 2022 года в Казахстане прекращено производство казахстанско-испанских скоростных поездов Talgo. Однако за 20 лет с момента заключения контракта с испанской компанией в РК было собрано 700 вагонов, которые будут ездить по стране до конца срока эксплуатации. Ориентировочно это будет происходить до 2040 года. В национальной компании «Казахстан Темир Жолы» отметили, что срок службы вагонов Talgo составляет 40 лет. 

«Так что Talgo в Казахстане еще долго будет присутствовать. У испанских вагонов разный срок службы. У одних еще около 15-18 лет службы осталось, у других — 30. Самый старый один мы уже отставили. Это самый первый состав 2003 года выпуска. Сейчас у нас самый старый — 18-19 лет», — сообщил на пресс-конференции заместитель председателя правления АО «НК «КТЖ» Ануар Рахимжанов.

Справка «НП»

Казахстан начал сотрудничество с Talgo в 2000-х годах. В 2001 году был заключен контракт на поставку 42 вагонов, которые начали курсировать между Астаной и Алматы в 2003-м. В 2011 году был открыт совместный завод «Тулпар-Тальго» по производству пассажирских вагонов

Компания Stadler Rail AG — швейцарский производитель железнодорожного подвижного состава с акцентом на региональные поезда и трамваи. В декабре 2022 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял председателя совета директоров Stadler Петера Шпулера и обсудил с ним вопрос реализации проекта по строительству завода в РК.

Фото пресс-службы АО "Национальная компания "Казахстан Темир Жолы"

Читайте в свежем номере: