С 15 сентября в Казахстане изменились правила оплаты на платных дорогах республиканского значения. Речь о том, что с водителей не будут взимать плату за проезд по участкам с дефектами. Как пояснили в Министерстве транспорта, если, например, на 100-километровом участке проблемными признаны пять километров, следовательно, платить придется только за 95. Взимание платы автоматически приостанавливается с момента выявления дефекта и возобновляется только после ремонта.
Все по закону
Закон «Об автомобильных дорогах» уже содержит положение, что платная автомобильная дорога (участок) вводится при условии повышенного качества проезда с обеспечением высокой безопасной скорости движения транспорта на всем ее протяжении. Кроме того, статья 5-2 закона определяет, кто освобождается от оплаты на платных дорогах, но пока в нормативке не было такого положения, что освобождение происходит из-за плохого состояния участка дороги, хотя обсуждения и проекты поправок уже имеются. И вот закон заработал.
Представьте: вы едете по трассе, платите за проезд, а в итоге подпрыгиваете на ямах, лавируете между выбоинами и думаете: «А за что я вообще отдал деньги?» И вот, кажется, Минтранс услышал голос народа…
Сколько их
На сегодняшний день в Казахстане функционируют 26 платных участков общей протяженностью 4883 километра, в том числе 12 участков первой технической категории протяженностью 2231 километр, 14 участков второй и третьей технической категории протяженностью 2652 километра. Первый участок — Астана — Щучинск. Эта автодорога стала платной с 2013 года. С января 2019 года на платной основе заработали трассы Астана — Темиртау, Алматы — Хоргос и Алматы — Конаев.
С 23 ноября 2021 года платными стали трассы Астана — Павлодар, Тараз — Кайнар, Шымкент — Кызылорда, Шымкент — Тараз, Шымкент — граница Узбекистана, Конаев — Талдыкорган, Щучинск — Кокшетау. В 2023 году поэтапно на платной основе заработали еще шесть платных участков автодорог Павлодар — Калбатау, Бейнеу — Акжигит, Уральск — Самара, Павлодар — Омск, Кокшетау — Петропавловск, Уральск — Саратов. В текущем году плату стали брать за проезд по участкам Кызылорда — Аральск, Костанай — граница РФ (Троицк), Актобе — граница РФ (Оренбург), Костанай — Денисовка, обход г. Тараза, Балхаш — Бурылбайтал, Шу — Бурылбайтал, Кандыагаш — Макат и Ушарал — Достык.
Водители часто жалуются на то, что дорога платная, однако ямы и колдобины есть, разметка стирается быстро, освещение отсутствует, качество ремонта оставляет вопросы. В результате платят за комфорт и безопасность, а получают нервотрепку и риски.
ДТП и плохие дороги
Проблема не только в комфорте. Счет идет на человеческие жизни. В 2023 году первый заместитель министра внутренних дел Марат Кожаев признал, что, несмотря на снижение общего уровня аварийности, высоким он остается в городе Алматы, Алматинской, Жамбылской, Туркестанской областях и области Жетысу. Одной из основных причин является состояние дорог и инфраструктуры.
В прошлом году на брифинге в СЦК председатель КАП МВД Кайсар Султанбаев поделился печальной статистикой: за 4 месяца и 20 дней 2024 года на загородных трассах в Казахстане погибло более 500 человек. Ранения получило более семи тысяч. Лидерами по количеству ДТП с летальным исходом из года в год становятся дороги в Алматинской, Жамбылской и Карагандинской областях. Главной причиной аварий на трассах, конечно же, является превышение скорости, но и состояние дорог играет немаловажную роль в вопросах безопасности. Ведь основная часть трасс в Казахстане построена по устаревшим стандартам: это двухполосные, шириной не более семи метров, дороги второй и третьей категории. А дорог первой категории с четырьмя и более полосами движения в стране всего два процента. По данным общественного проекта «Нет дорог — нет налогов», только за первые четыре месяца 2024 года из-за плохих дорог случилось 164 аварии: пять погибших и более сотни пострадавших.
Новое правило
Суть инициативы простая: плохой участок бесплатно. Что это значит на самом деле? Эти правила можно, конечно, рассматривать по-разному. С одной стороны, признание проблемы. Государство фактически говорит: да, дороги местами не имеют обещанного качества. С другой — европейский подход. В Европе давно действует принцип «качество за деньги»: трасса должна соответствовать стандартам, иначе оператор несет убытки.
Освобождение от платы — шаг в правильном направлении. Но вопрос, когда казахстанские дороги перестанут быть русской рулеткой для водителей, остается. Да, платить меньше приятно. Но куда важнее, чтобы на наших трассах люди перестали погибать.
P.S. В Семее 14 сентября при проведении дорожно-строительных работ обрушилось дорожное полотно в районе теплового узла. В момент происшествия на пересечении улиц проезжал грузовик Shacman, который частично провалился в образовавшуюся яму.