В начале декабря министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев на пресс-конференции ответил, что будет с рынком жилья в Казахстане на фоне укрепления доллара. Естественно, чиновник заверил, что ничего серьезного не произойдет. Однако, если обернуться назад, в 2020 год, то тогда тоже заверяли, что цены на основные строительные материалы снизятся на 15 процентов. А они, наплевав на все заверения, выросли по ряду позиций в 2021 году более чем на 50 процентов. И вот каждый раз после таких заверений невольно задумываешься: верить или нет?
Министры верят в рыночный механизм
По словам министра промышленности, государство будет принимать меры по обеспечению стабильности цен на социальное жилье. Это в первую очередь.
«Здесь мы говорим о программах «Наурыз», «Отау», об арендном жилье по той цене, по которой акимат будет его приобретать на рынке. Здесь государство будет контролировать верхние границы цен, и изменений по сравнению с предыдущим годом не ожидается. Две большие фундаментальные причины: у нас около 70 процентов строительных материалов — все-таки товары местного производства. То есть цемент, бетон — все казахстанское», — отметил Канат Шарлапаев.
Что же касается остального рынка, то, по его словам, предложений достаточно: от эконом- до премиум-класса.
«Здесь, мы считаем, что будут действовать рыночные механизмы. Но мы опять исходим из того, что около 70 процентов материалов — это материалы казахстанского производства. Когда мы говорим, то это базовая арматура, цемент, бетон. Все производится на месте, потому что невозможно привезти», — заверил министр.
Впрочем, чиновник себе все же оставил лазейку, заметив, что рынок есть рынок и нельзя исключить, что в некоторых его сегментах изменений не произойдет.
«В данном случае какие-то прямые прогнозы давать сложно. Мы исходим из того, что государство в обязательном порядке будет сосредоточено только на контроле в секторе соцжилья», — подытожил Канат Шарлапаев. Страховка необходима всем, и в том числе министрам.
Что мы можем делать сами?
По итогам 2023 года доля отечественных товаропроизводителей в строительной отрасли составила 68 процентов, а доля импортных товаров — 32.
По данным Министерства промышленности и строительства, отечественное производство полностью покрывает потребность внутреннего рынка в таких товарах, как портландцемент, товарный бетон, гипс, строительные растворы, гипсокартон. Менее развитыми остаются более сложные товары: теплоизоляционные плиты, мягкие кровельные покрытия, композитные материалы для стен и кровли, облицовочные материалы — травертин, лаймстоун, фиброцементная плита, керамические плитки. Не до конца налажено внутреннее производство и по напольному покрытию, обоям и санфаянсу. В 2023 году объем импорта строительных материалов составил 1176,1 миллиона долларов, что на четыре процента меньше, чем в 2022-м. Основной объем импорта приходится на Россию — 41,9 процента, Китай — 23,8 и Узбекистан — 5,8. В текущем году объем импорта сократился. До 2029 года в планах у министерства запустить 170 проектов по производству строительных материалов, чтобы минимизировать импорт.
По данным Бюро нацстатистики, за последний год строительные материалы подорожали в Казахстане на 6,3 процента. Это значит, что и цена на жилье выросла пропорционально.
Рыночная конкуренция
Между тем казахстанский бизнес, который занимается производством стройматериалов и сопутствующих товаров, столкнулся с серьезной конкуренцией. Как ни парадоксально, импорт оказывается дешевле. Причин может быть несколько. Первая — производство больших объемов всегда экономически выгоднее малых. Вторая — качество товара. Несколько лет назад павлодарский производитель кабеля пытался заострить вопрос о том, что реализуемый в магазинах товар не соответствует стандартам, например, площадь сечения и прочее. Но пока, к сожалению, рынок, в том числе строительный, устроен так, что в приоритете более дешевый товар, и неважно, что через некоторое время новоселам придется много что менять и ремонтировать. Это уже их головная боль.
В этой ситуации НПП и представители бизнес-сектора предлагают усилить контроль за импортом определенной продукции, включая гранит для памятников и строительства, цемент и гипсокартон.
«В стране по демпинговым ценам реализуется и на бюджетных объектах используется импортная продукция, в то время как ОТП не дозагружены», — отмечают эксперты департамента обрабатывающей промышленности НПП.
Особо заостряется внимание на импорте цемента, в значительных объемах поступающего в Казахстан в обход товарных бирж. Согласно законодательству страны, такие товары, как портландцемент, цемент глиноземистый и другие его виды обязаны продавать через товарные биржи при минимальной партии 60 тонн. В то время как казахстанские производители цемента вынуждены нести дополнительные затраты на биржевые комиссии, брокерские услуги и финансовое обеспечение сделок, импортеры цемента обходят эту обязанность. К примеру, каждый год в Казахстан ввозится около одного миллиона тонн цемента, что составляет примерно 9-10 процентов от всего рынка страны. При этом стоимость цемента составляет в среднем 25 тысяч тенге за тонну. Таким образом, объем незаконного импорта цемента, который не проходит через товарные биржи, достигает 25 миллиардов тенге ежегодно, что создает бесконтрольный серый рынок.
Представитель ОЮЛ «Казахстанская ассоциация производителей цемента и бетона QazCem Ербол Акымбаев отмечает, что причиной тому является отсутствие в законодательстве четкого определения, что импортный цемент обязателен для реализации товара через товарные биржи. Усугубляется все подделкой сертификатов соответствия безопасности и качества.
«Такие неравные условия конкуренции на рынке приведут к повальному закрытию отечественных заводов, массовому сокращению и росту безработицы, что может вызвать социальное напряжение в стране», — акцентирует внимание Ербол Акымбаев.
Есть претензии и у каменщиков. Так, по словам председателя Союза камнеобрабатывающей отрасли Казахстана Qazaq Stone Даурена Агзымова, отсутствие маркировки каменной продукции ведет к обману потребителей и нарушению законодательства РК, поскольку используется продукция сомнительного качества.
К сожалению, эта проблема в одночасье не решится, законодательство слишком неповоротливо бывает. Это вам не стрелки часов перевести. Например, бизнес из СКО не может добиться решения по экспорту древесной щепы в соседнюю Россию. И этот вопрос уже с бородой. Дело в том, что в Казахстане действует запрет на вывоз щепы технологической – сырья для кремниевых заводов.
«В РФ в связи со сложной геополитической ситуацией нет такого оборудования, которое есть у нас. То есть мы имеем преимущество в этом плане. Но у нас действует запрет на вывоз древесной щепы по коду ТНВЭД 4801, который полностью закрыт без разбора. Там и щепа, и кругляк, и пеллеты «сидят». Если по пеллетам мы отбили этот запрет и получили возможность их вывоза за рубеж, то по щепе нет», — поставил вопрос перед областным акимом директор ТОО «Азия Wood`s» Дмитрий Постовой.
В 600 километрах от Петропавловска находится российский кремниевый завод с потребностью до одной тысячи тонн щепы. Получается, казахстанский бизнес и здесь проигрывает.
К слову, уверенность, что из-за роста курса доллара не подорожают и лекарства, основную массу которых мы импортируем, заверили в Минздраве.
«Дороже они не будут. У нас то, что покупает «СК-Фармация», однозначно дороже не будет, потому что цены регламентированы, утверждены. На импортные лекарства — тоже. Все лекарства, которые реализуются на территории Казахстана, имеют предельные цены, которые утверждены Министерством здравоохранения», — сказал вице-министр Ерлан Нурлыбаев в кулуарах заседания общественной палаты Мажилиса.