Казахстан расширяет участие в глобальных логистических цепочках, тем более что только по маршруту Китай — страны Евросоюза через территорию республики проходит 85 процентов всего грузопотока.
Об этом, а также о том, как в Казахстане реализуются проекты, направленные на становление АО «КТЖ» в качестве полноценной транснациональной мультимодальной компании, что должно привести к развитию транспортно-логистического потенциала страны, зашла речь во время очередного заседания Правительства.
— Сегодня грузы из Шанхая в Роттердам по морскому пути идут около 60 дней, и это при условии свободного Суэцкого канала. В то время как через Казахстан время доставки грузов занимает не более 16 дней. В целом по маршруту КНР — ЕС — КНР через территорию нашей страны проходит 85 процентов всего грузопотока, — подчеркнул председатель правления АО «Самрук-Казына» Нурлан Жакупов.
Для увеличения транзита ведется работа по строительству внешней и внутренней инфраструктур. В частности, формируется международная терминальная сеть — к действующим терминалам в китайских портах Ляньюньган и Сиань планируется добавить мощности в Ченду. Плюс в процессе реализации находятся проекты в России — станция Селятино, в Белоруссии — станция Свислочь, в Азербайджане — порт Алят и в Венгрии — в Будапеште. В перспективе планируется также охватить порты Грузии, Румынии и Болгарии.
— Дополнительно в целях увеличения транзитного грузопотока начаты работы по строительству третьего приграничного перехода с КНР — железнодорожной линии «Бахты-Аягоз». В целях расширения услуг морских перевозок приобретаются контейнеровозы, а также проводится дноуглубление портовой акватории Каспийского моря. Для развития сервиса авиационной доставки прорабатывается вопрос создания национального грузового авиаперевозчика, — поделился Жакупов.
Таким образом, до конца 2029 года в РК объем транзитных железнодорожных перевозок планируется довести до 67 миллионов тонн. Тогда как к 2035-му, согласно прогнозам международных экспертов KPMG и PwC, объем транзитных грузов через Казахстан может достичь 100 миллионов тонн. Что подтвердил и министр транспорта Нурлан Сауранбаев, который на заседании Правительства рассказал о транзитном потенциале республики.
— Казахстан расположен в направлениях международной торговли. Через нашу страну работает пять международных железнодорожных коридоров. И сегодня республика четко закрепила свой статус международного транзитного хаба. За последние 10 лет объем транзита увеличился вдвое, и в 2024 году достиг 27,4 миллиона тонн. С учетом же проводимой работы в железнодорожной отрасли объем транзита в этом году достигнет 33 миллионов тонн, а в следующем должно быть более 54 миллионов, — заявил Сауранбаев.
Что касается цифровизации в железнодорожной отрасли, то министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Жаслан Мадиев отметил, что «ведомство реализует пять направлений цифровизации железнодорожной отрасли».
— Первое — это перевод государственных услуг в электронный формат. Второе — реинжиниринг бизнес-процессов для повышения прозрачности и эффективности перевозок. Третье — создание инновационной экосистемы и внедрение цифровых технологий. Четвертое — обеспечение пассажиров поездов спутниковым интернетом OneWeb и Starlink и пятое — внедрение системы для онлайн-отслеживания транзитных перевозок. Также одним из ключевых реализуемых решений является платформа автоматизации перевозок. Она управляет вагонами, автоматизирует планирование и прогнозирование нагрузки. При этом данная платформа снижает порожний пробег на 10 процентов и повышает оборот вагонов на 15 процентов, — рассказал Мадиев.
Плюс, по замечанию премьер-министра РК, тот же «ИИ может просчитывать риски аварий, износа путей и подвижного состава».
— Недавно в Астане был запущен суперкомпьютерный кластер, способный генерировать большой массив данных с выработкой качественной аналитики. Например, искусственный интеллект может просчитывать возможные риски аварийных ситуаций, износа путей и подвижного состава, прорабатывать варианты решения таких проблем. Однако при цифровизации железнодорожной отрасли необходимо осуществлять целостный подход к управлению IT-инфраструктурой и проведению интеграции информационных систем, — подчеркнул Олжас Бектенов.