В 2024 году платные дороги в Казахстане принесли 48 миллиардов тенге. В 2025-м планируется увеличить эту сумму до 100 миллиардов. Похвально. Но получат ли казахстанцы за свои кровно нажитые соответствующее качество?
Платные дороги в Казахстане появились в 2013 году, и их количество растет с каждым годом. Казахстанцы уже давно смирились с мыслью о том, что, вводя платность на трассах, чиновники не предоставляют никакой альтернативы. Выбор, конечно, есть, но точно на альтернативный, поскольку это всегда крюк в несколько сотен километров.
Конечно, есть и те, кого текущие расклады вполне устраивают. Тут, как правило, приводится один аргумент — уж лучше заплатить и ехать по ровной дороге, чем, как раньше, все бесплатные, но разбитые. Мы не будем углубляться в вопрос о том, почему прежде дороги были плохими, ведь казахстанцы транспортный налог исправно платили и платить продолжают. А эти средства априори должны уходить на содержание, обслуживание и строительство дорог… Оставим. Тем более что для легкового транспорта стоимость проезда по казахстанским автобанам не так велика, во всяком случае, пока.
Сейчас в стране общая протяженность платных дорог составляет около 4760 километров, а к 2029 году ее планируют увеличить до 11 000 километров. То есть навскидку доходность будет составлять 200-300 миллиардов. Это деньги, которые Министерство транспорта также обещает пускать на «содержание, ремонт и модернизацию дорог, а также на погашение кредитов, взятых на их строительство». А самое главное, что по мере увеличения платных зон в министерстве ожидают и сокращение аварийности.
Но ирония как раз в том, что качество платных дорог с определенной регулярностью становится причиной серьезных ДТП. Одно из таких произошло на платной трассе республиканского значения Астана — Павлодар. На прошлой неделе в нескольких километрах от Экибастуза поднялись бетонные плиты. Как следствие, пострадала машина, налетевшая на образовавшийся уступ. Судя по опубликованным видео, владельцу придется серьезно вложиться не только в ремонт подвески, но и в ремонт (а может быть, и замену) всего двигателя.
В НК «КазАвтоЖол» поспешили все списать на… погоду.
«В результате резкого повышения температуры воздуха (+33… +35 °C) произошло коробление плит цементобетонного покрытия. В настоящее время дорожные службы установили временные дорожные знаки для обеспечения безопасного движения. На участок направили необходимую технику, идут ремонтные работы», — сообщили в компании.
Участок залатали оперативно, за сутки. Но опубликованное заявление сложно принимать всерьез хотя бы потому, что даже 35 градусов в июне для Казахстана — это совсем не аномалия. Да и потом, подобные инциденты уже не раз происходили и в других областях страны. В 2021 году бетонный трамплин образовался на «платнике» Алматы — Хоргос. Тогда также обвинили погоду, о чем заявил директор алматинского областного филиала «КазАвтоЖол» Болатбек Айтбаев: «Основная причина — это повышенная температура воздуха в районе на тот период времени, а вторая причина — это в ходе строительства в целях экономии бюджетных средств (!) обочины были отсыпаны из инертного материала».
Позже Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев раскритиковал качество платных дорог и дал распоряжение Правительству держать вопрос на контроле. Тогда глава государства подчеркнул, что стране нужны платные дороги, но люди должны отдавать деньги за качество и сервис.
Тут же была проведена ревизия по всей стране, где выявлены нарушения, допущенные якобы «в целях экономии». Недоработки всплыли не только по части формирования обочины. Главное и грубое нарушение — на самом полотне. У строителей есть простой и понятный термин «температурные швы». Это зазоры между плитами, которые позволяют им двигаться при перепадах температур. Чтобы эти швы работали, по технологии их следует заполнять специальным демпфирующим материалом. По факту же «в целях экономии» они оказались заполнены инертными материалами в виде песка, щебня и т.д. То есть двигаться им попросту некуда.
Почему после установления причины и распоряжения главы государства по всей стране не устранили данный дефект? Ведь деньги на платных дорогах взимаются регулярно, причина деформаций известна, а работы выполняются только по факту, когда какой-то из водителей разбивает свою машину.
Что любопытно: плиты на казахстанских «платниках» не только вздымаются, но и проседают, что не менее опасно. Еще весной текущего года на той же «павлодарской» трассе плиты просели. Аварийный участок тогда ограничили знаками, и начать ремонт дорожники смогли лишь на днях.
Получается, что налицо целый ряд нарушений как на этапе строительства и приема дорог, так и сейчас — в процессе эксплуатации и обслуживания. Очевидно, проблема не в градусах Цельсия, а в ответственных, или даже правильнее сказать безответственных, чиновниках и строителях, которые так и не реализовали президентский указ.