Правительство Казахстана предложило новые размеры ставок налога на добавленную стоимость (НДС). Как и следовало ожидать, реакция в соцсетях не заставила себя долго ждать. Мнения аналитиков, как обычно, разделились.
Напомним, неделей ранее Правительство Казахстана наконец-то определилось по ставкам НДС. Кабмин предложил установить ставку НДС на уровне 16 процентов, освободить производителей сельскохозяйственной продукции от уплаты налога и ввести промежуточную ставку 10 процентов для ряда отраслей. Предложенные изменения также включают пересмотр режима упрощенной декларации и розничного налога с ключевым изменением — реализацией данного режима только в рознице. Чиновники отмечали, что эти меры позволят уменьшить зависимость бюджета от волатильных нефтяных доходов и финансировать крупные проекты.
Чтобы сыграть на опережение и предотвратить жаркие дебаты, а также поставить все точки над i, вице-премьер, министр национальной экономики республики Серик Жумангарин дал большое интервью Tengrinews.kz, которое вышло на ресурсе под заголовком «Это новый общественный договор».
В частности, министр затронул самые животрепещущие вопросы. «Мы сейчас определились на трех его видах (НДС): 16 процентов, 10 процентов и ноль — освобождение. Мы дифференцируем ставку для медицинского направления, хотим там поставить ставку 10 процентов. Для агропромышленного комплекса, пищевой отрасли — сделать ставку ноль. По «пищевке» еще думаем, какая будет ставка, но для АПК хотим сделать ставку ноль. Есть такое понятие в экономике — «эластичность рынка», эластичность спроса в данном случае по цене, — отметил Жумангарин. — Продуктовый рынок на самом деле очень неэластичный. Что это означает? Если твой поставщик поднимает тебе цену, сможешь ли ты сменить рынок? В одежде, если казахстанские поставщики поднимут цену, наверное, покупатели проголосуют ногами и начнут выбирать турецкие вещи. Но в данном случае, если на продукты питания поднимется цена, деваться некуда, придется их покупать. На продукты питания у нас достаточно много тратят. Развивающиеся страны достаточно много тратят на продукты питания. Учитывая эластичность определенных рынков, чтобы потребитель не оказался беззащитным, мы на основных рынках, в данном случае продуктах питания, делаем НДС ноль, то есть там ситуация не будет меняться…».
Министр национальной экономики заметил: «У нас одна из самых низких ставок по сравнению с соседними странами. Мы поднимаем ее на незначительную величину. Поднимаем транзитный налог, который на себестоимости продукции не отражается. Он отражается на конечной цене продукции, да, это безусловно. И он вызовет рост инфляции на 3-3,5 процента, мы уже посчитали, что является абсолютно некритичным. Это будут краткосрочные повышения».
«Любая реформа бесполезна, если ты не знаешь, что делать с ее итогами. В данном случае у нас есть достаточно четкое понимание того, куда мы собираемся направить финансовые средства, которые в результате реформы придут. Все они пойдут в реальный сектор экономики, прежде всего, на поддержку малого и среднего бизнеса...» — объяснил Жумангарин.
В ходе интервью министр ответил и на критику в соцсетях. «Честно говоря, я больше прислушиваюсь к мнениям экспертов и экономистов. Это прежде всего экономическая реформа. Ее последствия должны просчитать и грамотно распределить экономисты. Если мы будем прислушиваться к мнению социальных сетей, лучше не начинать никакие реформы вообще. Многие занимаются чистым хайпом, большинство вообще не понимает, о чем говорит», — сказал он.
«Куча расчетов, которые сделаны абсолютно неправильно, не умеют считать НДС. У меня такое ощущение, что многие из них вообще никаким бизнесом не занимаются, а просто пишут для того, чтобы что-то написать», — жестко заявил Жумангарин.
Между тем после большого интервью Жумангарина в социальных сетях продолжились бурные дебаты.
Свое мнение высказал политолог Эдуард Полетаев: «Предлагаемый ныне набор мер по совершенствованию налоговой системы демонстрирует взвешенную позицию. Правительство надеется, что рост налоговых поступлений составит четыре-пять триллионов тенге ежегодно. Однако НДС остается проблемным из-за издержек, связанных с его администрированием (в том числе ожидаемым увеличением объемов труда бухгалтеров), его возмещением из бюджета, а также потому, что повышение ставки транслируется в ускорение инфляции (как сказал Жумангарин, дополнительная инфляция ожидается в размере до трех процентов).
Тем не менее изменение НДС как важного бюджетообразующего налога продолжает рассматриваться как адекватная мера по сравнению с возможными вариантами финансирования планируемых расходов. Существуют и другие меры вроде повышения эффективности госзакупок, снижения уровня коррупции и так далее, которые также внедряются...
В академических исследованиях в последнее время появляется много свидетельств отрицательного влияния неопределенности на деятельность экономических агентов. Соответственно, конкретные цифры и меры Правительства сокращают варианты развития налоговой системы, вносят определенность в правила игры, оказывая понятное воздействие на деловую активность».
В свою очередь, политолог Данияр Ашимбаев был категоричен: «Правительство после критики со стороны Президента тут же отыграло проект повышения НДС с 20 процентов до 16, тем более что тут есть уже разработанный проект двухлетней давности.

У Правительства сложилось весьма странное отношение к необходимости разъяснять смысл своих решений.
Вопрос со штрафами и налогами несколько отодвинул тему часового пояса, которая блестяще показала неумение чиновничества принимать грамотные решения и работать с общественным мнением и экспертами...
Повышение некоторых цен и тарифов объясняется низкой инвестиционной привлекательностью тех или иных отраслей. Но, если посмотреть чуть повнимательнее, несложно заметить, что в этих отраслях доминирует госсектор.
Логично задать вопрос: благосостояние кого именно государство хочет повышать?
И этот же вопрос напрямую касается налоговой реформы, которая ухудшает положение и населения, и бизнеса, и местных органов власти...».
Между тем экономист Айдархан Кусаинов в телеграм-канале обратил внимание на другую проблему. Эксперт заметил: «Возникла иллюзия, что, если мы будем публично обсуждать проблемы с экспертами, честно разъяснять нововведения и активно сыпать обещаниями, это хорошо. Возможно, скажу парадокс, но то, что это стало традиционным в стране, это плохо. Чтобы было понятнее, рассмотрим историю с налоговой реформой.

Сейчас вдруг, внезапно, подъем НДС снова на повестке, а кодекс будет, наверное, принят весной. Но это тоже не точно. И все это время бизнес в напряжении и подтормаживает в инвестициях».
Кроме того, как заявил аналитик, «во всей дискуссии про НДС никто не говорит про главное. Про то, что НДС — это не проблема бизнеса, это бремя на население для подарка крупному бизнесу…». (Подробно — в телеграм-канале эксперта.) «Я не утверждаю, что это было разработано специально. Ситуация из разряда «хотели как лучше, а получилось как всегда», — резюмирует Кусаинов.
Фото из открытых источников