Итак, ForteBank официально вошел в состав акционеров Home Credit Bank. Но это событие, похоже, стало лишь началом новой главы: в информационную повестку финансового сектора снова вернулась неопределенность — участники неожиданно начали обсуждать продолжение этой истории.
Июньский переполох
Напомним, 27 июня ForteBank объявил о принципиальной договоренности с акционерами АО «Home Credit Bank» о приобретении 100 процентов акций казахстанского подразделения банка. Новость прозвучала как гром среди ясного неба. Однако в достаточно спокойном тоне оба банка предупредили: «Завершение сделки ожидается после получения разрешений регулирующих органов, включая согласования со стороны Агентства по защите и развитию конкуренции и Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР)».
Буквально сразу экономист Тулеген Аскаров на своей странице в «Фэйсбук» объяснил, что стоит за сделкой: «Home Credit Bank принадлежит международной группе PPF, владельцем которой выступает семья Ренаты Келлнеровой — самой богатой женщины Чехии (ее состояние оценивается в 19 миллиардов долларов, она занимает 104-е место в глобальном рейтинге Forbes). Группа уже несколько лет планомерно распродает активы Home Credit по всему миру. С 2022 года она вышла из России, продав местный Home Credit Совкомбанку. Ранее также были проданы активы в Китае, Индии, Вьетнаме, Индонезии и на Филиппинах. В Чехии и Словении банки Home Credit были интегрированы в другой актив PPF — Air Bank. Казахстанский Home Credit остается последним непристроенным подразделением группы...».
Тему подхватил и финансист Галим Хусаинов. В телеграм-канале он прокомментировал предстоящую сделку так: «Если говорить о причинах ухода очередного иностранного банка с нашего рынка, то они, скорее всего, коммерческие. Home Credit — это монобанк, специализирующийся на потребительском кредитовании. Регулятор справедливо ограничивает это направление через ставки и другие требования, что делает потребкредитование менее привлекательным. Общая закредитованность растет, секторальные риски — тоже, и сейчас банки второго уровня находятся на пике доходности. В таких условиях (ограничения предельных ставок, ужесточения регуляторики) доходность Home Credit в будущем будет снижаться. Поэтому это хороший момент для выхода с пика, продавшись более крупному игроку»
Июльские рейтинги
Буквально неделю спустя, 4 июля, «Курсив» со ссылкой на пресс-службу Forte сообщил, что после завершения сделки по покупке Home Credit Bank ForteBank в первое время не будет поглощать его и сохранит в качестве отдельного дочернего банка.
Тем временем 22 июля Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента АО «ForteBank» в иностранной и национальной валюте на уровне BB с прогнозом «Стабильный». Рейтинг жизнеспособности банка (Viability Rating, VR) также был подтвержден на уровне BB, а национальный долгосрочный рейтинг на уровне A(kaz).
Тот же Fitch Ratings 23 июля в комментарии относительно сделки по приобретению 100 процентов акций АО «Home Credit Bank» (HCBK) со стороны АО «ForteBank» подчеркнул, что данное событие не оказывает немедленного влияния на текущие рейтинги HCBK. По оценке агентства, существенных изменений в кредитном профиле банка в краткосрочной перспективе не ожидается, поскольку после завершения сделки HCBK продолжит работу как самостоятельное юридическое лицо. Fitch также отметил, что по завершении процедуры приобретения для HCBK может быть установлен рейтинг поддержки акционера (Shareholder Support Rating, SSR), который будет отражать возможный уровень поддержки со стороны ForteBank.
Августовская подготовка
Уже в конце августа информресурсы со ссылкой на телеграм-канал Finmentor.kz сообщили, что Home Credit Bank объявил об изменениях в структуре акционеров, готовясь к предстоящей продаже. Как проинформировал телеграм-канал, «первым этапом сделки по продаже Home Credit Bank в пользу ForteBank стало консолидирование долей акционеров в HCB. В период с 20 по 22 августа шесть топ-менеджеров PPF реализовали свои пакеты акций (в совокупности 55,4 процента, индивидуально от 7,2 процента до 9,7) в пользу крупного акционера Иржи Шмейца, владевшего ранее 34,7 процента акций банка. В результате его доля увеличилась до 90,1 процента. Оставшиеся 9,9 процента акций продолжают принадлежать PPF Financial Holdings a.s. — дочерней компании PPF Group». Как уточнил Finmentor.kz, Иржи Шмейц занимал должность CEO PPF Group с мая 2022 года по июнь 2025 года, а в настоящее время входит в совет директоров группы.
Сентябрьский итог
АРРФР 12 сентября этого года одобрило сделку, в рамках которой ForteBank получил согласие на приобретение статуса банковского холдинга АО «Home Credit Bank», а также разрешение на значительное участие в капитале банка. Также Булат Утемуратов получил официальное согласие на приобретение статуса крупного (косвенного) участника АО «Home Credit Bank», а АО «Nova Лизинг» получило одобрение на приобретение статуса банковского холдинга (косвенного) Home Credit Bank.
Между тем уже 23 сентября на сайте KASE была опубликована информация о том, что ForteBank вошел в число акционеров Home Credit Bank с долей участия 10 процентов и более. Согласно сообщению, изменение в составе участников произошло 18 сентября 2025 года.
Также 23 сентября (поздно вечером) ряд информресурсов со ссылкой опять же на телеграм-канал Finmentor.kz уведомил, что ForteBank приобрел 26,8 процента акций Home Credit Bank.
Интрига и гипотеза
Информационную повестку финансового сектора 25 сентября оживила интрига. Ее внесла глава АРРФР Мадина Абылкасымова в интервью газете «Капитал». В беседе с корреспондентом издания она подтвердила, что один из банков Восточной Европы планирует приобрести банк второго уровня (БВУ) в Казахстане. «Мы не можем назвать банк-покупатель, так как он не давал одобрения на раскрытие этой информации. Надеюсь, эта информация станет публичной в конце 2025 года или в начале 2026-го», — сообщила глава АРРФР.
Однако журналист поинтересовался у Абылкасымовой: «Один из банков Восточной Европы рассматривает возможность покупки небольшого или среднего БВУ в Казахстане?». «Крупный банк, — уточнила глава АРРФР. — Мы очень ждем этой сделки, поскольку она направлена на реализацию поручения главы государства по привлечению трех иностранных игроков на банковский рынок Казахстана. Два иностранных банка уже появились у нас в стране, но они пока небольшие по размеру: это Bereke Bank (дочерний банк Lesha Bank LLC (Public) и BNK Commercial Bank. Но они имеют перспективы для роста».
На это заявление откликнулся опять же Галим Хусаинов. В социальных сетях эксперт выдвинул гипотезу: «Регулятор обозначил, что восточноевропейский банк хочет купить крупный банк в Казахстане. Если смотреть из первой десятки, то «Халык» слишком крупный для них, «Каспи» слишком дорогой и сам покупает банки, БЦК — точно нет, я слишком хорошо знаю акционера, «Жусан» только продался, «Евразийский» также навряд ли, так как акционеры спорят. «Береке банк» только отошел катарцам. Остается РБК и «Форте». Если это OTP (крупнейший банк Венгрии. — Прим. автора), а они единственные, кто может зайти к нам, то это розничный банк, а значит это «Форте», так как купил HCB…».
Буквально на следующий день (уже в интервью Forbes Kazakhstan) Хусаинов еще раз подтвердил высказанную им гипотезу о том, что он не исключает, что Булат Утемуратов сможет продать банк после объединения. «После объединения с Home Credit Bank Forte скорее всего поднимется на четвертую позицию по активам и прибыльности. Соответственно, и продать его можно будет дороже», — процитировало издание Хусаинова.