Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаФинансы

Самое опасное — налог на бедных

Расходы на еду в Казахстане — больше половины затрат семьи

WELAR

Два года подряд цены потребительских товаров и услуг в странах Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) растут быстрее всего в Казахстане. И первые два месяца 2024 года не предвещают населению республики позитивных изменений. 

Не самые высокие, но растущие быстрее всего

В сравнении с другими государствами ЕАЭС цены на продукты питания у нас не самые высокие. Статистические отчеты Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) показывают, что самая дорогая еда среди стран союза в Армении, а самая дешевая — в Беларуси. В Казахстане потребительские цены на провизию находятся на среднем уровне и близки к российским. 

Иная картина по темпам роста. По данным ЕЭК, за прошлый год потребительские цены на продовольствие выросли в Казахстане на 15,2, а в целом по ЕАЭС — на 5,7 процента. Итоги 2022 года были аналогичными: при общем росте цен на продукты по союзу на 15,4 процента в Казахстане они поднялись на 19. В 2023 году, как видим, разрыв в темпах роста казахстанских и среднесоюзных цен увеличился в разы. 

Быстрее всего в РК растет стоимость мясных, молочных, крупяных товаров, хлебобулочных и кондитерских изделий. Причем по большинству этих категорий Казахстан обеспечивает себе продовольственную безопасность и не зависит от импорта, который в республике дорожает сильнее всего. 

Цены на молоко и продукты из него в республике за прошлый год взлетели на 21,1 процента. При этом розничная стоимость этой продукции выросла в Кыргызстане на 10,4, в Беларуси — на 9, в Армении — на 4,3, а в России — всего на 2,6 процента. Повышение стоимости продуктов животноводства в ЕАЭС в прошлом году составило 4,3, а в Казахстане — 7,2 процента. Будучи серьезным экспортером зерна, Казахстан не удержал рост цен на муку внутри страны. За прошлый год она подорожала на 14,4, тогда как в целом по ЕАЭС — лишь на 1,4 процента. 

Почти втрое опережая союзные темпы, растут в Казахстане цены на ширпотреб. За прошлый год промтоварная потребительская продукция подорожала в республике на 14,8 процента, а в целом по ЕАЭС — на 5,5. На втором месте по росту цен на ширпотреб Кыргызстан (плюс 13,3 процента), на третьем — Россия (плюс 4,2), находящаяся под западными санкциями, которые подрезали промтоварный импорт. 

Самое досадное, что в Казахстане значительно быстрее, чем у партнеров по ЕАЭС, растут цены на автомобильное топливо. И это, кстати, сильно влияет на увеличение затратной части производства казахстанского агропромышленного комплекса. Дизельное топливо за прошлый год подорожало в РК на 27,1 процента (в ЕАЭС — на 10,4), а бензин — на 9,5 процента (в ЕАЭС — на 4). 

Несмотря на то, что статистика отмечала снижение темпа роста продовольственной инфляции, доля расходов казахстанских семей на продукты питания не только не уменьшилась, а выросла. Например, в III квартале 2023 года из всех потребительских затрат отечественных домохозяйств на продовольственные расходы пришлось 55,3 процента, тогда как годом ранее их доля равнялась 54,8 процента. 

Борьба не с причинами, а со следствиями 

По понятным причинам, наибольшее недовольство народа вызывает едва ли не ежемесячный рост цен на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ). К ним в Казахстане отнесены 19 наименований, цены на которые вроде бы жестко контролируются государством. 

Торговая наценка не должна превышать 15 процентов от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика. К тому же цены СЗПТ обязаны еженедельно контролировать акиматы и другие ведомства. 

Но сдерживать рост удается далеко не всегда. В 2022 году ряд СЗПТ дорожал даже сильнее обычных продуктов. Например, если стоимость подсолнечного масла, говядины, молочных продуктов и картошки росла на однозначные проценты и медленнее, а морковь и капуста за год подешевели, то мука и макароны, рис и гречка подорожали сразу на 30-40 процентов. 

Форменный скандал в 2022 году случился с сахаром. Весной-летом начался его дефицит, а затем последовал мгновенный и небывалый рост стоимости. 

Первая реакция властей достойна сожаления. Сначала они попытались возложить ответственность на само население, мол, покупаете сладкую смерть немерено, вот вам и дефицит, обусловивший взлет цен. 

Но вскоре выяснилось, что на фоне сезонного роста спроса и запрета поставок из России крупный оптовик скупил 90 процентов (!) произведенного в Казахстане сахара и спровоцировал дополнительный рост цен на него, создав искусственный дефицит. Также выяснилось, что все четыре казахстанских производителя сахара торговали им вне биржи. Громкий инцидент стоил тогдашнему министру торговли служебного кресла, глава Минсельхоза получил выговор, а Правительство — строгий наказ усилить контроль над оптовой торговлей сахаром. 

Между тем анализ, проведенный еще в 2021 году Агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК), подтвердил прямую связь между количеством конкурирующих производителей СЗПТ и размером наценки. Низкий и умеренный уровень концентрации рынка сдерживает соблазн ценового сговора. А вот высокий уровень концентрации, когда на одного крупного производителя приходится более 20 процентов совокупной продажи, наоборот, провоцирует манипуляции, что и произошло в 2022 году с ценой на сахар. 

Для стабилизации цен на продукты власти Казахстана применяют так называемую оборотную схему. Она представляет собой кредитование производителей и торговых сетей в обмен на обязательство удерживать цены, а также проведение форвардных закупок в региональные стабилизационные фонды. Причем поначалу Правительство кредитовало по этой схеме лишь торговые сети. Но наверх косяком пошли жалобы на то, что торговля выставляет продукты по социальной цене рядом с обычными, чтобы их было легко перепутать, или продает социалку лишь перманентно, в короткие периоды. 

Летом 2022 года Касым-Жомарт Токаев потребовал кредитовать по оборотной схеме не ретейл, а напрямую производителей. Кроме того, по словам Президента, продовольственные стабилизационные фонды “порой становятся кормушкой для недобросовестных лиц”, регулярно выявляются факты бюджетных хищений, а акимы “утратили контроль за расходованием государственных средств”.

“Меры Правительства, направленные на стабилизацию цен, оказались неэффективными, — подчеркивал глава государства. — Правительство хочет остановить инфляцию старым способом. При этом, выделяя дополнительные средства из бюджета, цены регулируются только искусственно. То есть идет борьба не с причиной дороговизны, а с последствиями. На самом деле должно быть наоборот”. 

Почему премьером стал силовик

Еще об одной важнейшей причине роста инфляции в Казахстане твердят уже многие годы. Это коррупция. “Рост тарифов и цен также во многом связан с коррупционной деятельностью чиновников всех уровней и субъектов квазигосударственного сектора, — говорилось в проекте госпрограммы дальнейшей модернизации правоохранительной системы весной 2023 года на сайте Генеральной прокуратуры РК. — По оценкам Ассоциации независимых экспертов по коррупции, она увеличивает стоимость товаров и услуг в Казахстане почти на 50 процентов, от чего страдает все население страны”. 

Для коррупции в Казахстане характерны повсеместное сращивание чиновников и бизнеса, участие родственников, друзей и знакомых в освоении бюджетных средств и использовании госсобственности. Коррупция искажает экономическую и финансовую среду бизнеса, роняет эффективность государственных проектов. Питательной средой для коррупции продолжает оставаться непрозрачность бюджетного процесса и субъектов квазигосударственного сектора, высокий уровень теневой экономики. 

Масштабы коррупционной и экономической преступности, ее негативное влияние на процессы социально-экономического развития Казахстана требуют последовательного продолжения антикоррупционных и иных мер. Для ослабления коррупции необходимы консолидация усилий общества и государства, говорилось в документе. 

Коррупционные деньги, которые в итоге становятся накладными расходами, вносят весомый вклад в инфляционные процессы и вредят всем потребителям. “Суть в том, что у экономических агентов становится существенно больше денег, чем должно быть, — объясняет аналитический Telegram-канал Tengenomika. — Это критично в рамках нашей экономики, поскольку завышение цен идет в больших масштабных проектах, где стоимость исчисляется миллиардами тенге”. 

В конце 2023 года Агентство по финансовому мониторингу (АФМ) назвало очередные попытки завышения стоимости оборудования, материалов и работ. Такие поползновения пресечены на модернизации энергоузла Астаны, на прокладке также столичного магистрального канализационного коллектора и на сооружении новых электроподстанций в Северо-Казахстанской области на общую сумму 9,5 миллиарда тенге. АФМ также сообщало, что еще на 24 объектах выявлено планируемое завышение госрасходов на 13 миллиардов тенге. 

Эти и множество других примеров делают более понятным назначение впервые в истории Казахстана новым главой Правительства выходца из силового ведомства (Антикора) Олжаса Бектенова. “Минфину в течение десяти дней провести ревизию республиканского бюджета и в течение месяца — всех местных бюджетов на предмет существенного сокращения расходов, не имеющих первостепенного значения. Никто не должен сорить деньгами”, — потребовал новый Премьер на первом же заседании обновленного Кабмина. 

Обсуждая проблемы строительства, Бектенов подчеркнул важность повсеместного использования продукции отечественных производителей. “Во всех сметах должны быть заложены казахстанские стройматериалы и другие позиции, — сказал он. — Также проведите ревизию сметной документации на предмет завышения стоимости материалов и работ. Ни для кого не секрет, что сметы раздуваются. Надо навести порядок”. 

“Инфляция затрагивает всех, — подчеркивал в своем первом интервью осенью прошлого года новый глава Нацбанка РК Тимур Сулейменов. — Поэтому инфляцию называют налогом на бедных, поэтому это самое опасное явление в экономике”. 

Увы, в январе и феврале текущего года мы вновь столкнулись с ощутимым ростом цен не только провизии, но также коммунальных и телекоммуникационных услуг. 

Читайте в свежем номере: