Казахстан, обладающий большими запасами углеводородов и редких металлов, а также нацеленный на развитие своего транзитного потенциала, призывает инвесторов активнее вкладываться в его экономику, обещая взамен налоговые преференции и государственную поддержку. Об этом заявил на днях Премьер-министр РК Алихан Смаилов, выступая на очередном инвестиционном форуме в Астане, в котором приняло участие свыше 500 зарубежных и отечественных компаний и экспертов.
Инвестиции взамен на преференции
После обретения Казахстаном независимости, более 30 лет назад, власти республики, чтобы поднять экономику после развала Союза, обратились к иностранным инвесторам, обещая благоприятный инвестиционный режим для освоения своих богатых недр.
Тогда в страну, расположенную в самом центре Евразийского материка, пришли ведущие мировые компании. Первыми были акулы мирового нефтяного бизнеса, такие как Chevron, BG, Exxon, Shell. Предполагалось, что именно развитие казахстанской нефтянки станет локомотивом и потянет за собой остальные отрасли экономики.
К настоящему времени на долю Казахстана приходится 70 процентов иностранных инвестиций в Центральной Азии. В прошлом году общий объем прямых иностранных инвестиций достиг отметки в 28 миллиардов долларов США (рост на 18 процентов). За
«Сегодня перед Правительством стоит задача по увеличению объема экономики к 2029 году до 450 миллиардов долларов США, то есть в два раза. Привлечение инвестиций является ключевым фактором роста нашей экономики. В рамках Национальной инвестиционной политики Казахстан до 2029 года заинтересован в привлечении не менее 150 миллиардов долларов США иностранных инвестиций», — сказал Премьер-министр РК Алихан Смаилов, выступая на прошедшем недавно в Астане VI форуме Kazakhstan Global Investment Roundtable.
Для того чтобы активизировать инвестиционный поток в экономику, Правительство республики обещает новый инвестиционный рай. Так, для привлечения инвестиций в сложные нефтегазовые проекты с этого года внедрен механизм финансового стимулирования в рамках улучшенного модельного контракта.
«Для инвестиционных проектов в приоритетных отраслях стоимостью свыше 50 миллионов долларов гарантируется стабильность казахстанского законодательства в течение 25 лет. Это будет прописано в специальном соглашении об инвестициях», — отметил Алихан Смаилов. По его информации, планируется подписание шести аналогичных соглашений об инвестициях на общую сумму 1,5 миллиарда долларов США.
Помимо этого введено Соглашение об инвестиционных обязательствах, которое гарантирует стабильность налогового законодательства на 10 лет при инвестировании на сумму более 500 миллионов долларов США. Для уверенности инвесторов Правительство обещает установить соответствующий контроль. Для этой цели создан Общенациональный пул инвестиционных проектов, который будет контролировать ход реализации около 1000 проектов на сумму более 69 миллиардов долларов США.
Пока в процессе создания национальная цифровая инвестиционная платформа, которая должна обеспечить интеграцию всех госорганов в единую онлайн-систему привлечения, реализации и мониторинга инвестиционных проектов.
Транспорт — новый фактор национальной конкурентоспособности
Сегодня власти республики делают ставку на развитие транспортной инфраструктуры, чтобы извлечь максимум выгоды из своего транзитного положения между Европой и Западом.
«Мы заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций в транспортную отрасль Казахстана и приглашаем вас принять участие в перспективных проектах», — заявил Министр транспорта Марат Карабаев, обращаясь к потенциальным инвесторам в рамках инвестфорума.
По его словам, стоит цель нарастить долю транспорта в ВПП страны с трех до девяти процентов. Для этого требуемый объем инвестиций по расчетам Правительства должен составить 34 миллиарда долларов США, из которых 20 миллиардов пойдут на строительство новых железных дорог и модернизацию уже имеющихся, пять миллиардов — на автомобильные дороги, остальные — на аэропорты и морские порты.
Вынашивается идея, чтобы во всех воздушных и морских гаванях республики создать специальные экономические зоны.
«Но нам нужны не только инвестиции. Нам нужны производители и подрядчики, чтобы наша транспортная система работала как отлаженный механизм», — подчеркнул Карабаев.
Транскаспийский маршрут
Особое внимание в свете нынешней геополитической ситуации Министр транспорта уделил развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ — путь из Китая в Европу через Казахстан, Каспий, Южный Кавказ и Турцию. — Прим. автора).
Известно, что одной из главных проблем ТМТМ был и остается сквозной тариф, а вернее его «неоднородность» при прохождении товаров через территорию нескольких стран плюс удорожание из-за необходимости перевалки грузов в портах Актау и Баку на Каспии, а также в Грузии на Черном море. Отсюда ТМТМ серьезно проигрывает маршрутам через территорию России.
Для повышения его конкурентоспособности нужны инвестиции не только в расширение мощностей, но и цифровизацию процесса пропуска грузов. По информации Карабаева, за последнее время, несмотря на рост объемов грузоперевозок по ТМТМ в два раза, 800 тысяч тонн перевозок — до 1,6 миллиона тонн, у инвесторов остаются некоторые сомнения: до сих пор нет определенности относительно сроков доставки грузов и возможных затрат.
«Нам необходимо установить единый тариф сроком на пять лет. К началу следующего года, думаю, мы (все страны вдоль Транскаспийского маршрута. — Прим. автора) договоримся о размерах сквозного тарифа», — подчеркнул Марат Карабаев. Помимо этого Правительство республики намерено подключить частные компании для улучшения работы двух портов Актау и Курык.
«Мы готовы передать управление портами трастовой частной компании. Рассматриваем вопрос продажи части их акций, но в том случае, если будет обеспечена полная загрузка портов. Будем передавать шаг за шагом», — сообщил министр.
Комментируя тему конкурентоспособности ТМТМ, генеральный директор ТОО Semurg Invest Нуржан Марабаев заявил, что речь идет об установлении баланса между импортом и экспортом.
«Нам нужен устойчивый поток грузов, чтобы мы могли регулировать операционные расходы. Сейчас грузы уходят в основном на экспорт. А обратно грузов нет. Нужны обратные грузы в соседний Узбекистан, который тоже не имеет выхода к морю. Аналогичные ситуации есть и у других стран, не имеющих выхода к открытым портам», — пояснил Марабаев.
По его мнению, когда будет решен вопрос возврата пустых грузовых контейнеров и когда будет налажен баланс между импортом и экспортом, ряд платежей с грузоотправителей снимется.
«И если через три-четыре года ситуация изменится, то инвесторы смогут вернуть свои инвестиции в инфраструктурные проекты (Транскаспийского маршрута)», — резюмировал Нуржан Марабаев.
Фото предоставлены пресс-службой Правительства и оргкомитетов форума