Национальный банк Казахстана представил ноябрьский доклад о денежно-кредитной политике, в котором обновлены прогнозы по экономическому росту и ряду других показателей. Следом Ассоциация финансистов РК представила итоги опроса экспертов, предложив вниманию читателей свои данные.
Через тернии к звездам?
Как констатировал финрегулятор в своем ноябрьском докладе «О денежно-кредитной политике», «проинфляционное давление усилилось как во внешнем секторе, так и внутри страны». Внешними факторами являются рост мировых цен на продовольствие, высокая инфляция и значительные курсовые колебания в России. Внутреннее давление обусловлено продолжающимися реформами в сфере ЖКХ, высоким потребительским спросом, превышающим возможности внутреннего предложения, и повышенными инфляционными ожиданиями. Фискальный импульс на фоне значительных бюджетных расходов продолжает нарастать. С учетом фактической динамики потребительских цен и указанных факторов инфляция будет приближаться к среднесрочному таргету на пять процентов медленнее, чем прогнозировалось ранее.
Прогноз по инфляции Нацбанка на 2024 год уточнен до 8-9 процентов. В 2025 году ожидается ее более высокий уровень в пределах 6,5-8,5 процента из-за усиления фискального импульса и других факторов. В 2026-м умеренно жесткая денежно-кредитная политика будет способствовать замедлению роста цен до 5,5-7,5 процента. Ожидается, что общая инфляция сформируется вблизи цели в пять процентов в 2027 году.
Прогноз роста экономики на 2024 год уточнен финрегулятором на уровне 4-4,5 процента. На 2025-2026 годы ожидания по росту ВВП претерпели изменения по сравнению с прошлым прогнозом, отмечает Нацбанк. Предполагается, что рост экономической активности будет находиться в 2025-м в диапазоне 4,5-5,5 процента, в 2026-м — 4,6-5,6, в 2027-м — 3,3-5,3 процента.
Текущая динамика цен на нефть вкупе с пересмотром ожиданий по спросу и предложению на мировом рынке нефти в среднесрочной перспективе обусловила снижение сценарной динамики цен на нефть в рамках прогнозного раунда «Ноябрь 2024 года», отмечается в докладе. Таким образом, в рамках базового сценария ожидается, что в этом году цены на нефть стабилизируются на уровне около 80,3 доллара США за баррель в среднем за год. В 2025-2026 годах цена на нефть составит 70 долларов.
Кроме того, Нацбанк прогнозирует базовую ставку на уровне 12-14,75 процента в 2025 году и 10-13,75 — в 2026-м. Предложенная траектория базовой ставки не предполагает обязательств Нацбанка удерживать ее на таких уровнях.
Мнение экспертов
Между тем буквально на следующий день после опубликованного доклада Нацбанка аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана представил результаты очередного опроса экспертов в декабре 2024 года.
Итак, ожидания экспертов финрынка в отношении курса нацвалюты существенно ухудшились на фоне заметного ослабления тенге в ноябре (+5 процентов): через месяц курс по паре USD KZT прогнозируется на отметке 524,1 тенге за доллар (текущий — 513,62). Более того, тенденции к укреплению тенге не прогнозируются и на горизонте 12 месяцев: рост доллара против нацвалюты может составить шесть процентов от текущего значения, до 545,2 тенге за доллар. «Важно отметить, что опрос проводился в начале декабря в период сильного ослабления курса нацвалюты, что могло отразиться на суждениях экспертов», — отметили в АФК.
Помимо внутренних факторов и волатильности российского рубля, давление на тенге в ближайший год может оказывать заметное снижение нефтяных котировок: через год цена на нефть ожидается на уровне 71,7 доллара за баррель (77,4 — месяцем ранее).
Повышение базовой ставки сразу на 100 б.п., до 15,25 процента, на ноябрьском заседании стало одной из мер по стабилизации обменного курса и сдерживанию роста цен, отмечают в АФК. Тем не менее мнения опрошенных экспертов финрынка касательно январского решения по базовой ставке отражают высокую неопределенность относительно дальнейшего развития ситуации: 55 процентов ожидают ее сохранения на текущем уровне, 25 — снижения на 25-100 б.п., 20 — повышения на 25-75 б.п.
На фоне ожидаемого вклада импортируемой инфляции в рост цен в стране, пересмотра цен на нефть и курса нацвалюты наблюдается рост инфляционных ожиданий: через год инфляция может составить 9,5 процента (против 8,4 месяцем ранее). Это может потребовать более длительного удержания жестких монетарных условий в стране: через год базовая ставка прогнозируется на уровне 14,25 процента (13,0 месяцем ранее).
Потенциальное сокращение добычи нефти, более низкие цены на нее и замедление деловой активности вследствие высоких процентных ставок могут оказать негативное влияние на темпы роста ВВП РК на следующий год: 4,4 процента против прогнозов НБРК в 4,5-5,5 процента и МНЭ в 5,6 процента, резюмировали в АФК.
Под разными углами
Тем временем в социальных сетях эксперты продолжают обсуждать темы девальвации тенге, роста инфляции, а также они обратили внимание на долгосрочные прогнозы финансистов.
Политолог Данияр Ашимбаев буквально за несколько дней до публикации доклада Нацбанка отметил: «Снижение курса тенге обусловлено и внешними причинами, и внутренними. Тут и снижение курса рубля, и рост курса доллара, и снижение цен на нефть, и инфляционное давление на экономику (усиленное ростом тарифов), и несбалансированность бюджета.
С нефтью получилась неловкость: Казахстан взял на себя обязательства по сокращению добычи в рамках ОПЕК+ в целях удержания мировых цен, но регулярно эти обязательства нарушал.
Сократить расходы государство оказалось не в состоянии: ни административные, ни инфраструктурные, ни социальные. Были выдвинуты амбициозные задачи и взяты на себя большие социальные обязательства, что требует огромных бюджетных вложений. Растущие дыры пришлось закрывать из Нацфонда, причем существенно превысив планы. Не менее амбициозно рос и внешний долг (и общая закредитованность экономики, квазигоса и бюджета). Вместе с тем эффективность бюджетных вложений осталась на весьма низком уровне, как и качество государственного планирования и контроля.
Продолжается утечка капиталов за рубеж.
На объективные проблемы мирового рынка наложились системные проблемы экономической политики (и модели).
Но, по сути, снижение курса национальной валюты связано не столько с мировой экономикой, сколько с необходимостью в конце года стабилизировать, точнее — пополнить бюджет.
Сама по себе девальвация содержит и определенные плюсы. Есть и интересы бизнеса, который получает возможности нарастить подешевевший экспорт.
Инфляционные последствия, понятно, переходят большей частью на следующий год (и скорее всего, на новое правительство).
Подорожают европейский и китайский импорт (техника, одежда). По продуктам питания ситуация более стабильна в силу паритета с рублем и обещанного хорошего урожая. Сом и сум тоже вроде пошли вниз.
Но проблема остается в бюджетной политике. Государство с таким подходом не вытягивает большой объем непродуктивных расходов, которые стимулируют, по сути, дальнейший рост инфляции».
В свою очередь,
уже после опубликованных данных Нацбанка и АФК обратил внимание на следующее: «Меня немного веселит развернувшаяся дискуссия между финансистами о ставке, инфляции и обменном курсе».
Почему? Из дискуссии выпало важное слагаемое инфляции. Она складывается из инфляции спроса и инфляции издержек. Копья чаще всего ломаются вокруг инфляции спроса, на которую в основном влияет учетная ставка. Но никто не говорит об инфляции издержек. При этом простой взгляд на принятые в последнее время решения говорит о том, что в ближайшее время именно инфляция издержек будет во многом определять уровень общей инфляции.
Принятый Указ о либерализации экономики, одной из частей которого является переход к рыночному ценообразованию, создает инфляционные стимулы. Декларированный отпуск цен на топливо и тарифы неизбежно будет влиять на издержки производителей и индексы цен.
Дилемма сейчас, как проводить отпуск цен. Одномоментно и шоково, как это было в 90-е и сейчас делается в Аргентине, или же «рубить кошке хвост по частям», отпуская цены «контролируемо».
Оба варианта имеют плюсы и минусы, отмечает эксперт. В первом случае будет шоковый всплеск цен инфляции, после чего начнется выравнивание цен, тарифов и, возможно, появится их рыночная предсказуемость. Во втором случае все будет менее больно, но боль будет долгой. При этом предсказать регуляторные воздействия исполнительной власти будет очень сложно.
Дилемма сложная, так как шоковый вариант может привести к социальному недовольству и протестам. Постепенный отпуск цен будет формировать у людей проинфляционные ожидания в долгосрочном периоде и препятствовать снижению инфляции до желаемого коридора в 4-5 процентов.
При этом отказаться от контроля цен и тарифов критически необходимо. Хроническая болезнь инфраструктуры, дефицит сырьевых ресурсов для внутренней переработки будут усугубляться, если не дать свободу цен и тарифов».
Автор Беата Новик