Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Полумеры не решат проблем экономики
ЭкономикаФинансы

Полумеры не решат проблем экономики

Хватит ли смелости у Минэнерго пойти на крайние решения?

Период обсуждения проекта приказа Минэнерго об отказе госрегулирования цен на нефтепродукты истек 22 января. Министерство подготовило проект приказа о признании утратившим силу документ, устанавливающий перечень нефтепродуктов, на которые устанавливается госрегулирование цен. Пойти на такой шаг заставляет значительный ценовой разрыв с соседними странами. Например, в ценах на бензин АИ-92 он достигает от 40 до 138 процентов, на дизельное топливо — от 20 до 79.

Как в мире слово Трампа отзовется?

Еще 13 января эксперты писали о том, что мировые цены на нефть достигли самого высокого уровня за последние несколько месяцев. А уже 21 января сообщали, что нефть начала дешеветь на фоне первых шагов Дональда Трампа сразу после инаугурации. Стоимость мартовских фьючерсов на поставку эталонной североморской марки нефти Brent обвалилась почти на два процента. На вторник снижение составляло 1,82 процента — до 78,69 доллара за баррель. Аналитики связывают это с укреплением доллара на фоне заявлений главы США о приостановке введения жестких мер по отношению к товарам из Китая, Канады и Мексики. На среду, 22 января, по информации агентства Интерфакс, цены на нефть меняются слабо.

«Стоимость мартовских фьючерсов на сорт Brent на лондонской бирже ICE Futures, по данным на 8.14 по московскому времени, составила 79,33 доллара за баррель, что на 0,04 доллара (0,05 процента) выше, чем на закрытии предыдущих торгов. Трейдеры оценивают заявления президента Дональда Трампа о том, что его команда рассматривает введение 1 февраля 10-процентных пошлин на импорт из Китая — одного из крупнейших потребителей нефти. Ранее он также указывал на перспективу введения высоких пошлин в отношении Канады и Мексики. Трамп пообещал нарастить добычу нефти и наполнить стратегический нефтяной резерв США», — пишет агентство. 

Это надо было сделать еще вчера?

Надо признать, что в нефтегазовой отрасли сложился парадокс: с одной стороны, цена на газ — одна из самых низких в СНГ, а это создает дефицит. С другой — это делает газ нерентабельным для производящих его заводов с точки зрения прибыльности, то есть, если закупочная цена ниже себестоимости, заводы либо работают на износ, либо снижают объемы производства, а это убытки. Как ни крути. Минэнерго хочет сохранить хорошую мину при плохой игре: отменить действующие предельные розничные цены на топливо и провести постепенную либерализацию. В любом случае это контроль цен и точно не рынок. По сути, тоже сдерживание цен, только планка будет иной. В пояснениях об этом моменте сказано лишь в общих словах о некой «политике устойчивой модели ценообразования», которая «направлена на создание рыночного баланса между спросом и предложением». Это как залезть на дерево и не уколоться. И тут возникает главная проблема — регулируемое ценообразование не дает ходу инвесторам, тормозит процессы реализации проектов по увеличению производства. Об этом говорит и эксперт — советник председателя правления, руководитель аналитического центра Halyk Finance Мурат Темирханов: «Мы неоднократно упоминали серьезную проблему привлечения частных долгосрочных инвестиций в разведку и добычу нефти, а также в нефтепереработку в Казахстане. После существенного объема завершенных инвестиций (48 миллиардов долларов) в проект расширения добычи на месторождении Тенгиз новые инвестиции в разведку и добычу нефти заметно сократились. По нашему мнению, ключевой проблемой привлечения инвестиций в этот сектор экономики является требование государства для недропользователей, осуществляющих разведку и добычу нефти, об обязательной продаже нефти на внутренний рынок по довольно низкой цене». 

По мнению эксперта, чтобы нефтянка стала привлекательнее для инвесторов, необходимо отменить требование государства для недропользователей об обязательной продаже нефти на внутренний рынок по низкой цене (ниже рыночной). Нужно снизить вилку между экспортными и внутренними ценами на сырье. По мнению другого эксперта Марата Шибутова, это позволит решить вопрос дефицита топлива, его поставок без экспортного контроля и закупок в России дополнительных объемов, повышения процента переработки нефти. 

«Это даст большие результаты для нефтегазовой отрасли в течение ближайших трех-пяти лет. А для граждан, наверное, необходимо отменить налог на транспорт, ведь для поддержания дорог будет достаточно одного акциза на нефтепродукты», — считает эксперт.

Социальный аспект

Как только речь заходит о росте цен на нефть, сразу возникает вопрос, как это аукнется для населения. Так вот, по мнению Мурата Темирханова, опиравшегося на выводы Всемирного банка по оценке бедности в Казахстане, в то время как существенные государственные средства тратятся на то, чтобы эти блага были более доступными для нуждающейся части населения, а объем таких субсидий в 2021 году составил 2,8 процента к ВВП, основными бенефициарами парадоксально становятся именно более обеспеченные домохозяйства. 

«Это означает, что такие огромные бюджетные средства расходуются неэффективно, на самом деле не поддерживая бедных, и что их отмена может помочь сэкономить и перенаправить их на действительно необходимые меры по повышению социальной справедливости и социальной защиты домохозяйств», — отмечает эксперт.

Кстати, по этому пути пошел и президент Аргентины Хавьер Милей. Он сократил государственные расходы, урезав социальные субсидии, включая поддержку на оплату электроэнергии, газа и транспорта, что привело к существенному росту цен на эти услуги. Реструктуризировал правительство, упразднив половину министерств. Как отмечает финансист Расул Рысмамбетов, благодаря такой жесткой фискальной политике и сокращению госрасходов инфляция в стране замедлилась с 211,4 процента в декабре 2023-го до 2,7 процента в октябре 2024-го. Но это был трудный год для Аргентины.

«Стремительные либеральные реформы работают в макроэкономической рамке и, если придерживаться их какое-то время, теоретически должны выдать результат в виде повышения экономической активности людей, уставших жить бедно. В редких случаях и нередко с поддержкой третьих сил такие реформы могут стать триггером волнений, и тут просто обязателен ежедневный контакт с населением, которое неминуемо станет бедным на какое-то время после быстрых либеральных реформ», — считает эксперт. 

К слову, ему вторят и те, кто оставил комментарии под документом. Люди пишут, что документ недоработан, и что в нем недостаточно информации.

Читайте в свежем номере: