В начале недели по Казнету разлетелась новость со звонким заголовком «Казахстанцам начали приходить уведомления от налоговиков». Известие не из приятных, ведь действительно, письма из данной инстанции редко носят позитивный характер, чаще оповещая о долгах и обязательствах. Но, как выяснилось, сейчас нет повода для паники, а вот для вопросов и даже возмущений есть.
Итак, 10 января Комитет государственных доходов Министерства финансов РК (КГД) опубликовал свое обращение к налогоплательщикам. На сайте ведомства говорится, что комитетом проводится поэтапный запуск новой информационной системы налогового администрирования (ИСНА), в том числе нового Кабинета налогоплательщика ИСНА (КНП ИСНА).
В частности, с 13 января 2025 года в КНП ИСНА будет направляться целый ряд документов, формируемых органами государственных доходов. В их числе уведомления о непредставлении налоговой отчетности, погашении налоговой задолженности, обращении взыскания и так далее. Полный список документов можно найди на сайте Комитета государственных доходов.
Также налоговики предупредили, что указанные в списке документы, направленные с 13 января 2025 года, будут доступны только в КНП ИСНА по ссылке https://knp.kgd.gov.kz без дублирования отправки документов в старый Кабинет налогоплательщика (https://cabinet.kgd.gov.kz). Просмотр новых уведомлений возможен также по ссылке со страницы «Журнал уведомлений» старого КНП.
Помимо этого, к сообщению КГД прикреплены ссылки на YouTube-канал комитета, где пошагово расписана инструкция по работе с документами и функционалом сервиса. В теории как бы проработаны все детали и никаких вопросов возникнуть не должно, но на практике оказалось как в поговорке «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги…». У экспертного сообщества возникли не то что вопросы, а четко сформулированные претензии к КГД.
Есть авторитетный ресурс uchet.kz — своего рода палочка-выручалочка для казахстанских бухгалтеров и МСБ. Это портал, или же электронная база, официальных текстов законодательных и иных нормативных правовых актов РК в области налогообложения, трудовых отношений, финансов, таможенного законодательства, регулирования миграционных процессов, банковской деятельности и денежных переводов, а также других сфер деятельности.
Как оказалось, запущенная система не только сырая, но и может стать причиной выставления штрафных санкций, о чем экспертное сообщество заявляет открыто. В частности, на официальной Instagram-странице uchet.kz 14 января было опубликовано официальное обращение к КГД: «Просим не выпускать недоработанный сервис (ИСНА. — Ред.) в бизнес-среду и в срочном порядке пересмотреть форму регистрации в новом Кабинете налогоплательщика с учетом всех особенностей бизнеса!».
Основная претензия заключается в том, что войти в личный кабинет налогоплательщика не представляется возможным, так как при входе возникает ошибка. Пользователи вводят старый пароль от своего кабинета (бизнес-аккаунта), но безрезультатно.
«Выходит ошибка: Invalid credentials. При прохождении регистрации появляется сообщение об ошибке: «Пользователь ранее зарегистрирован», хотя данное лицо ранее не было зарегистрировано», — говорится в обращении портала.
При восстановлении пароля с помощью функции «Забыли пароль» система требует указать новый номер телефона и e-mail, так как при указанных актуальных данных выходит сообщение: «Пользователь не найден! Пожалуйста, проверьте введенные данные». Получается какой-то замкнутый круг. Старые логин и пароль ИСНА не признает, а зарегистрироваться заново нельзя, поскольку данные числятся в старой системе.
Но даже если кому-то и удалось пройти этап регистрации, то возникает другая проблема. В частности, в новой системе номер телефона и e-mail должны быть уникальны. Это в свою очередь не дает возможности пройти регистрацию, если у предпринимателя не одна, а несколько компаний.
«На практике у учредителя или руководителя могут быть ИП и несколько ТОО, абсолютно не связанных друг с другом. Можно с уверенностью сказать, что новый личный кабинет налогоплательщика еще не доведен до совершенства. Физические и юридические лица не могут полноценно использовать его и получать уведомления, учитывая, что функция уведомлений в старом кабинете была отключена. А за несвоевременный ответ на уведомления предусмотрены штрафы», — говорится в сообщении.
И в заключение вполне резонный вопрос от пользователей: «Зачем ломать то, что уже работает, и внедрять недоделки? Чтобы освоить бюджетные средства?». Цифровизация в Казахстане находится на высоком уровне — это факт. Но, наверное, было бы более целесообразно развивать те направления, которые еще не оцифрованы, направлять средства именно туда, где есть реальная надобность, а не ломать то, что работает, подставляя тем самым добросовестных налогоплательщиков.