Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаФинансы

НДС: угроза повышения

Казахстанское общество получило от Министерства национальной экономики серьезную тему для обсуждения. Это предполагаемое и предлагаемое повышение налога на добавленную стоимость в ближайшем будущем.

Именно об этом говорится в консультативном документе регуляторной политики к проекту Налогового кодекса, которое Министерство национальной экономики РК незамедлительно вынесло на публичное рассмотрение. Стоит отметить, что за несколько лет Налоговый кодекс Республики Казахстан претерпел более 50 редакций. И теперь экономику ждет очередная его трансформация, в том числе повышение ставки налога на добавленную стоимость с 12 до 16-20 процентов. 

“В первую очередь фискальная функция — дополнительные 2,4 триллиона тенге вместо целевого трансферта в 2 триллиона тенге, который мы берем из Нацфонда ежегодно. Расходы государства растут. Ежегодно мы 3,5 триллиона тратим только на помощь по Дорожной карте бизнеса, “Экономике простых вещей”, в сельском хозяйстве”, — говорит вице-министр обозначенного выше министерства. И в дополнение к этой информации приводится статистика по НДС соседних стран. Например, в России, Беларуси и Армении ставка налога составляет 20 процентов, в странах ОЭСР доходит до 27. 

Однако подобная информация тут же вызвала резонанс в обществе. И первым продемонстрировали негативную реакцию именно предприниматели. Лицезрев “весомый”, с точки зрения властей, аргумент по ставке НДС соседних стран, они тут же вспомнили, что не всегда налог должен быть больше 20 процентов. В Узбекистане и Кыргызстане, для примера, он составляет 12 процентов, в Китае — 13, в Южной Корее — 10, а в ОАЭ и Канаде — вообще пять. На что чиновники снова отреагировали соответствующе, обращаясь к бизнес-сообществу в лице все того же вице-министра: “НДС — это не ваша налоговая нагрузка, в коэффициенте налоговой нагрузки он у вас не сидит. Мы вообще не трогаем бизнес”. 

Видимо, этот довод должен был немного ослабить резкий выпад со стороны бизнеса и перевести диалог в более мирное русло. Но страсти, вопреки ожиданию властей, утихать не собираются. И это оправданно. 

Что мы знаем о налоге на добавленную стоимость? 

Достаточно взять в руки чек из кассового аппарата любого магазина, и в глаза сразу бросается нижняя строка “сумма НДС” в определенном размере. И нет ни одного потребителя товара или услуги, который не столкнулся бы с НДС в своей жизни. 

В целом налоги — это “законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, носящие безвозвратный и безвозмездный характер”, говорится в действующей редакции Налогового кодекса Казахстана. 

Однако НДС — это не прямой, а косвенный налог, лежащий в основе каждой вещи или услуги. Недаром зачетная система НДС признана во всем мире как наиболее эффективный способ косвенного налогообложения. Разработал систему взимания НДС французский экономист Морис Лоре, опробовавший действие налога в одной из французских колоний. Убедившись в его эффективности, в 1967 году Франция ввела его по всей стране. Со временем НДС стал основным косвенным налогом государств, входивших в состав Европейского экономического сообщества, а затем — Европейского союза. 

С тех пор НДС вводится на каждой стадии производства вплоть до момента реализации вещи или услуги до конечного потребителя. Например, при производстве определенного товара производитель закладывает расходы на закуп сырья, расходных материалов, оборудования и прочее независимо от сферы деятельности: будь то промышленность, сельское хозяйство или сфера услуг. 

Таким образом, идет накопление вновь созданной стоимости, добавленной на каждой стадии производства. Сам НДС вносится в бюджет не напрямую из средств производителя, а устанавливается как надбавка к цене товара или услуги. И тот, кто в итоге продает товар или услугу, передает часть средств из этой надбавки в бюджет. 

Отчислению подлежит также часть стоимости облагаемого импорта, если речь идет об импорте товаров на территорию Казахстана. Именно к этому факту взывал вице-министр национальной экономики, когда предложил повысить текущую ставку НДС, объясняя гипотетическую защиту казахстанских товаров от вытеснения российскими. 

Однако некоторые эксперты полагают, что и этот аргумент со стороны государства не совсем обоснован. Действительно, российские компании пользуются нулевой экспортной ставкой при отправке своего товара в нашу страну. Таковой, впрочем, пользуются и наши экспортеры. Вот только компания-импортер завозит свой товар на территорию Казахстана и платит НДС на импорт в размере все тех же 12 процентов. То есть имеет аналогичные условия, что и наши производители. Значит, обвинять соседние страны в демпинге и вытеснении наших товаров на нашем же рынке веских оснований нет. 

Причина и последствия 

Таким образом, остается единственный довод Министерства национальной экономики в горячем желании поднять ставку НДС — расширение налогооблагаемой базы для пополнения бюджета. Проще говоря, повышение бюджетных доходов. 

Но и этот факт привлек внимание и вызвал горячие споры экономистов и бизнес-сообщества. Сразу припомнилось такое явление, как “рейганомика” (хотя о ней разговор особый), когда президент США Рональд Рейган ввел в стране низкие налоги в качестве одного из основных стимуляторов экономики. И не прогадал — именно пониженная налоговая ставка привела к росту бюджетного дохода и позволила многим американским компаниям выйти на IPO и подняться в число крупных игроков рынка. 

Поэтому эксперты проводят параллели и убеждают власть, что только низкий НДС способствует росту товарооборота, стимулирует развитие производства в различных отраслях экономики, выводит компании из “тени” с желанием работать честно и открыто. Также напоминают про главный фактор низкого НДС — инструмент сдерживания инфляции. 

Если поднять НДС с 12 до 16-20 процентов, тогда станут очевидными некоторые нелицеприятные моменты состояния нашей экономики, а именно: Казахстан не входит в число стран, где производится все. Основную долю товарооборота у нас составляет импорт. Налог, включенный в стоимость товара или услуги на каждом этапе, не обеспечит, вопреки ожиданию властей, регулярных поступлений в бюджет. Ведь товар, произведенный на территории РК или ввезенный как импорт, может пройти весь цикл производства или перепродажи, но так и не быть продан. То есть на каждом этапе купли и перепродажи очередной поставщик закладывает свой налог НДС, который в конечном итоге резко увеличивает цену товара. И даже малейшее увеличение НДС приведет к резкому толчку и без того заметной инфляции. И тогда спрос со стороны населения заметно просядет. Об этом уже сейчас говорят многие известные предприниматели, поднявшие вопрос о создании альтернативного налогового кодекса. Услышит ли их власть — вопрос открытый. Но оставлять эту тему без внимания общества совершенно не стоит. Ведь власть, уверены эксперты, прекрасно понимает последствия такого решения, но делает это вполне осознанно, без оглядки на негативные последствия и ориентируясь исключительно на нехватку средств в бюджете. 

Вот только решение о повышении НДС с последующим предполагаемым пополнением государственного бюджета дела в экономике могут обернуть в худшую сторону. Вспомним, как после волны запретов на фоне ковида многие компании были вынуждены работать на грани выживания. И только сейчас они становятся более-менее рентабельны в своей деятельности. Если учесть, что весь бизнес строится на системе прозрачности, официальных зарплатах и отсутствии наличного оборота, то уйти от налогов теперь у него не получится. Значит, компании либо начнут дробиться до состояния минимальной пороговой отчетности по НДС (то есть стараться войти в число неплательщиков налога), либо уходить в серую зону, либо вообще покидать страну в поисках привлекательного налогового режима. 

Но даже эти вероятные шаги не спасут оставшийся бизнес от разорения, поскольку новый виток инфляции будет раскручен, цены поднимутся, а покупательский спрос снизится до нового минимума. Про достаток населения уже говорить не приходится, ведь жесткая фискальная политика на фоне растущих налогов будет иметь не только экономические, но и социальные последствия для страны. 

Но здесь бы хотелось вспомнить слова Президента страны про светлое будущее: “Безотлагательно и кардинально перезагрузив всю экономическую систему, мы обеспечим процветание нашей страны и повысим благополучие народа. Особо подчеркну, что в основе стратегии экономического развития Казахстана будут находиться интересы и потребности наших граждан, то есть она должна быть максимально человекоцентричной. Нам необходимо обеспечить справедливое распределение национального богатства, чтобы каждый гражданин ощутил плоды поступательного экономического развития”. 

Надеемся, что речь все-таки идет о нашем о нашем народе.

Софья Ибрагимова 

Читайте в свежем номере: