Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
НДС — 16 процентов
ЭкономикаФинансы

НДС — 16 процентов

Президент РК подписал новый Налоговый кодекс

18 июля глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал новый Налоговый кодекс, а также сопутствующий ему Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения». Эти документы стали результатом масштабной работы по реформированию налоговой системы страны и вступят в силу с 1 января 2026 года. В экспертном сообществе принятие кодекса вызвало активное обсуждение. Аналитики проанализировали нововведения, отметив как их положительные стороны, так и потенциальные риски.

О нововведениях

Итак, как уведомила Акорда, новый Налоговый кодекс предусматривает масштабное упрощение налогового администрирования: на 30 процентов сокращается объем налоговой отчетности, на 20 процентов уменьшается количество налогов, оптимизируются льготы и сборы. Существенные изменения коснулись всех ключевых направлений — от корпоративного и индивидуального подоходного налогов до стимулирования инвестиций и перераспределения налоговой нагрузки.

Установлена новая базовая ставка налога на добавленную стоимость (НДС) — 16 процентов. Для медикаментов и медуслуг определена пониженная ставка НДС — пять процентов с 2026 года и 10 — с 2027-го. Освобождаются от уплаты НДС услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), лечения орфанных и социально значимых заболеваний по перечню, определяемому Правительством; услуги по изданию книг в печатном виде; археологические работы. Для реализации периодических печатных изданий установлена пониженная ставка НДС — 10 процентов. Снижен порог обязательной регистрации по НДС до 10 тысяч МРП (40 миллионов тенге).

От индивидуального подоходного налога (ИПН) освобождаются пенсионные выплаты из ЕНПФ. Транспортный налог снижен для автомобилей старше десяти лет. Увеличен социальный налоговый вычет для лиц с инвалидностью — с 882 до 5000 МРП.

Сокращено количество налогов: упраздняется единый земельный налог, по отдельным платам сокращено число ставок и сборов.

Оптимизированы специальные налоговые режимы — теперь их всего три: для самозанятых, на основе упрощенной декларации и для фермерских хозяйств. Самозанятые смогут рассчитывать и уплачивать платежи через мобильное приложение.

Корпоративный подоходный налог сохраняется на уровне 20 процентов, однако вводятся дифференцированные ставки: 25 процентов для банков (за исключением кредитования субъектов бизнеса) и игорного бизнеса, пять — для организаций социальной сферы в 2026 году с повышением до 10 в 2027-м. Для сельхозпроизводителей ставка остается льготной — три процента.

Для стимулирования фондового рынка сохраняются налоговые льготы по дивидендам, выплачиваемым по биржевым ценным бумагам. До 2031 года от КПН освобождаются доходы от ценных бумаг, выпущенных холдингом «Байтерек». Дополнительно предусмотрены преференции для переработки полезных ископаемых и геологоразведки, включая нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на пять лет для новых малорентабельных участков.

Вводятся прогрессивные ставки ИПН. Повышенная ставка 15 процентов будет применяться к совокупным доходам граждан, превышающим 8500 МРП в год. Аналогичная ставка вводится для дивидендов и доходов предпринимателей, превышающих размер 230 000 МРП в год. Для фермеров с учетом сохранения льготы 70 процентов налог на доходы свыше данного предела составит 4,5 процента.

Введено повышенное налогообложение для физических лиц акцизом 10 процентов на дорогостоящую продукцию: автомобили стоимостью свыше 75 миллионов тенге, суда — свыше 100 миллионов тенге, алкоголь — свыше 0,5 миллиона тенге за литр, сигары — свыше 10 тысяч тенге за штуку. Также повышается налог на имущество, если совокупная стоимость объектов недвижимости превышает 450 миллионов тенге.

«Существенно меняются подходы в налоговом администрировании. Камеральный контроль будет носить предупредительный характер. Упрощаются процедуры взыскания налоговой задолженности, предоставления отсрочки и рассрочки. При незначительных суммах задолженности не будут блокироваться счета бизнеса. Уведомления и меры будут применяться поэтапно в зависимости от суммы долга», — отметили в Акорде.

Полетаев 1.jpg
Эдуард Полетаев

Новый Налоговый кодекс затронет всех

Между тем, как отметил политолог Эдуард Полетаев в соцсетях, «налоговые поступления традиционно являются основным источником формирования госбюджета. Однако властям стало очевидно, что необходима стабильная налоговая политика, стимулирующая качественное развитие и ответственное поведение бизнеса. Об этом, напоминает аналитик, говорил глава государства в своем Послании народу Казахстана от 2 сентября 2024 года. «Перезагрузить существующую систему призван новый Налоговый кодекс, — заявил тогда Касым-Жомарт Токаев. — Кодекс должен быть нацелен на выстраивание принципиально нового налогового администрирования на основе доверия к налогоплательщикам. Важно упростить кодекс, сделать его положения понятными для всех экономически активных граждан, чтобы исключить возможности различного толкования норм». Президент также призвал, в частности, оптимизировать налоговые режимы и осуществить тотальную цифровизацию администрирования. 

Новый кодекс планировалось принять в прошлом году, но Президент сказал, что спешка недопустима, и посчитал возможным перенести принятие на 2025-й, чтобы подготовить на более качественном уровне. Мажилис восемь месяцев работал над проектом нового кодекса. Рабочая группа рассмотрела около пяти тысяч поправок. Считается, что в итоге удалось прийти к разумному решению, сохраняющему баланс интересов государства и налогоплательщиков.

«Важно учитывать, — пишет аналитик, — что нововведения прямо повлияют на всех тех, кто работает, строит бизнес или просто хочет стабильности в жизни. Один из главных принципов в новой системе — это вопрос справедливости. Теперь подоходный налог будет зависеть от того, сколько человек реально зарабатывает. Большинство по-прежнему будет платить 10 процентов, но, если ежемесячный доход выше трех миллионов тенге, ставка вырастет до 15 процентов. Это честно: те, кто получает больше, и вносят больше».

«Для тех, у кого доходы небольшие, появится дополнительная защита, — подчеркивает аналитик. — Вводится единый базовый вычет, который станет в два раза больше. Изменяется отношение к самозанятым. Раньше, если ты подрабатывал репетитором, шил на заказ или таксовал по вечерам, тебя считали вне системы, а это означает отсутствие, например, пенсионных отчислений. По новой системе можно официально платить всего четыре процента с дохода и получать доступ ко всем социальным выплатам. Хочется верить, что такой стимул поможет вывести большой пласт людей из тени».

Для предпринимателей вместо запутанных семи режимов останется три понятных. Снимаются ограничения по численности сотрудников, увеличиваются лимиты доходов, появляются послабления для регионов. «Таким образом, положения нового кодекса должны обеспечить большую прозрачность налоговой системы, простоту и эффективность администрирования, сокращение теневого сектора экономики и так далее. Кодекс вводится в действие с 1 января 2026 года. Не менее важно, как будет складываться правоприменительная практика. Поэтому за оставшееся время налогоплательщикам и налоговикам предстоит осмыслить новые нормы, приспособиться к ним, а Правительству провести работу по их разъяснению», — подчеркнул аналитик.

Алмас Чукин.jpg
Алмас Чукин

За и против

В свою очередь, экономист Алмас Чукин в тех же соцсетях отметил: «Важнейший документ экономической политики — Налоговый кодекс (НК) образца 2025 года — подписан и вступит в действие с 1 января. Что можно сказать? В целом это большой шаг вперед и какое-никакое доказательство, что Правительство может не только обсуждать, но и принимать серьезные решения. Безусловно, надо отметить мужество и профессионализм зампремьера и министра экономики Серика Жумангарина. Менять и повышать налоги — неблагодарная задача, популярности на этом не заработаешь... Но довести дело до конца надо уметь, а жизнь дальше рассудит, что хорошо и что плохо».

В новой версии НК, по мнению эксперта, есть и хорошие идеи, и очевидно плохие. «В принципе, по ходу можно подправить неудачные вещи. В любом случае надо понимать, что итоговый документ — результат трудных компромиссов... Вместе с тем я остановлюсь только на главном достижении этого шага и на паре, на мой взгляд, упущений стратегического характера», — отметил Чукин.

«У налоговой политики в стране, как известно, есть две задачи — фискальная и экономическая, — пишет эксперт. — Первая, понятная и простая — собрать нужную для финансирования обязательств государства сумму в бюджет. А обязательств у государства перед народом много: обеспечить безопасность границ и внутреннего пространства страны, медицинское обслуживание, образование, дороги и многое другое. И на все это нужны деньги, которых не хватает. А поскольку денег всегда не хватает, на помощь приходит экономика, которая помогает как-то использовать ограниченные ресурсы с максимальной долгосрочной эффективностью. Тут надо выделить два ключевых аспекта в плане налогов. Прежде всего, собирание налогов должно исходить из принципа равенства. Изымание денег у людей и компаний должно быть максимально равным, нейтральным, чтобы не нарушать законы конкуренции и рынка. В этом плане НДС сравнительно бесцветный налог, в конечном счете каждый потребитель его оплачивает в цене товара. Но этому принципу противоречит стремление государства проводить целенаправленную экономическую политику и введение разного рода льгот и специальных режимов для разных секторов и игроков рынка. И тут принцип равенства после бесчисленных исключений начинает размываться или вообще исчезать...

Главное достижение новой налоговой политики (как ни странно это звучит) — в повышении налоговой нагрузки. И опять же парадокс в том, что это во благо большинству населения. Абсолютное большинство людей у нас больше получает, прямо или косвенно, от бюджета, чем вносит в него. Для них укрепление госбюджета и рост его возможностей приближает социальную справедливость, которая осуществляется через перераспределение национального дохода через фискальные рычаги. Другая, может, еще более важная часть «крепкого» бюджета — снижение инфляционного давления от дефицита бюджета. Не вдаваясь в детали, просто повторю истину из теории: сбалансированный бюджет помогает борьбе с ростом инфляции...». 

Какие большие упущения, скорее всего, не пройдут испытание временем? По мнению Чукина, «кодекс остался детальным кодексом. Много лет назад был сделан переход от уровня закона на уровень кодекса. Менять его очень сложно... Любая мелкая ошибка, требующая исправления, застревает надолго. Было бы здорово в рамках этой реформы оставить в кодексе общие принципы и вывести «повседневщину» в виде ставок и порядка администрирования в более легкие законы и подзаконные акты и НПА». 

Кроме того, появились «целевые» ставки для налогообложения одних и тех же субъектов. Например, для банков ввели 25-процентный налог на прибыль, что уже, по мнению Чукина, ошибка. «Банки — это мотор финансирования, мы же решили их поджать, — отмечает эксперт. — При этом крупную прибыль получают только крупные банки, остальные — «так себе». Но еще более абсурдное положение в том, по мнению эксперта, что если банк получил прибыль от кредитования «реального» сектора, то с нее можно платить по-старому 20 процентов, а от других кредитов — 25. «Я не знаю, кто это придумал, но.... Никто и никогда не может определить, какая часть прибыли откуда взялась. У того же банка есть огромная часть расходов в виде общих административных. Безопасность, реклама, казначейство и прочее… Кто может сказать, от каких доходов в какой пропорции отнимать эти расходы? В управленческой отчетности иногда разные «раздельные» учеты применяются, и они достаточно субъективны. Но здесь «открытое поле» для споров и конфликтов с налоговой. Банки должны теперь придумать два отчета о прибылях — под 20 и под 25 процентов. Стоит ли овчинка выделки?»

«В общем, жить по-старому уже было нельзя. Ненефтяной дефицит бюджета под восемь процентов, сокращаемый до трех за счет изъятий из Нацфонда, привел бы нас к краху финансов уже через несколько лет. Инфляцию с таким бюджетом мы точно не одолеем, а она бьет по всем, и особенно по более бедным слоям населения. Как мы будем жить с новым Налоговым кодексом, неясно, но уже сейчас надо работать над его улучшением, оптимизация НК должна идти на ежегодной основе», — заключил эксперт.

Фото из открытых источников

Читайте в свежем номере: