Национальный банк РК принял первое в этом году решение по базовой ставке и выступил за ужесточение контроля за валютными операциями
Признаки перегрева экономики
Национальный банк принял решение оставить базовую ставку на уровне 15,25 процента годовых с коридором +/- 1 п.п. (процентный пункт). Об этом ведомство сообщило 17 января.
Как уточнил Комитет по денежно-кредитной политике, в декабре инфляция в стране повысилась до 8,6 процента, сложившись в пределах прогнозного диапазона 8-9 процентов на 2024 год. Основной вклад в ее динамику внес высокий рост цен на услуги и с августа — ускорение инфляции непродовольственных товаров. Этому поспособствовали реализация программы «Тариф в обмен на инвестиции» и ослабление тенге. Рост устойчивой части инфляции свидетельствует о давлении со стороны спроса из-за продолжающегося фискального стимулирования. В декабре инфляционные ожидания населения вновь выросли, демонстрируя высокую волатильность.
Внешнее инфляционное давление остается повышенным на фоне высоких мировых цен на продовольствие и ускоряющейся инфляции в России. В последние месяцы, уточнили в ведомстве, в развитых экономиках после продолжительного снижения инфляции отмечается ее рост. Устойчивая инфляция и сильный рынок труда, вероятно, скажутся на сохранении жестких внешних монетарных условий.
Краткосрочный экономический индикатор по итогам 2024 года ускорился до 6,2 процента год к году, что свидетельствует о признаках перегрева экономики. Рост производства наблюдается во всех основных отраслях, в том числе сельском хозяйстве, строительстве, торговле, транспорте и обрабатывающей промышленности.
Внутренний спрос превышает возможности предложения и остается устойчиво высоким на фоне активного фискального стимулирования, роста денежных доходов, а также расширения инвестиций в несырьевом секторе. Это подтверждает рост розничной торговли и потребительского кредитования. Индикатор деловой активности, отслеживаемый Нацбанком, 11 месяцев подряд находится в положительной зоне.
Проинфляционные риски сохраняются. Внешние факторы связаны с высокой инфляцией в России, внутренние — с продолжением реформы в сфере регулируемых цен, влиянием ослабления тенге на цены, высоким внутренним спросом при фискальном стимулировании, незаякоренными инфляционными ожиданиями и ростом потребительского кредитования.
Совокупные денежно-кредитные условия несколько смягчились на фоне ослабления обменного курса, ускорения инфляционных ожиданий и ускорения инфляции, заявили в ведомстве. В этой связи в свете следующего решения, в рамках которого Нацбанком будут обновлены прогнозы основных макроэкономических показателей, Комитет оценит необходимость дополнительного ужесточения денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к таргету в пять процентов.
Жесткие меры
Тем временем в преддверии решения по базовой ставке финрегулятор выступил с рядом инициатив.
Прежде всего Нацбанк проинформировал о разработке проекта постановления «Об установлении пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты». Согласно проекту, предлагается установить пределы для доллара США — 7 тенге, евро — 10 тенге. Как объяснили в Нацбанке, предлагаемые изменения направлены на снижение спекулятивных действий на валютном рынке, а также на покрытие рисков участников финансового рынка.
Кроме того, финрегулятор проинформировал о разработке проекта постановления «О внесении изменений в некоторые постановления правления Нацбанка РК по вопросам представления отчетности по валютным операциям». Проектом предусмотрены поправки, направленные на сокращение сроков предоставления отчетности банками по проведенным валютным операциям клиентов в целях своевременного получения сведений о ситуации на рынке и принятия оперативных мер.
Также предлагается ввести усиленный финмониторинг конверсионных операций нерезидентов для подтверждения источников получения ликвидности в нацвалюте по таким операциям в целях недопущения спекулятивного спроса на иностранную валюту, а также обхода требований валютного законодательства нашей страны.
Тем временем финансовый аналитик Расул Рысмамбетов в социальных сетях прокомментировал жесткие меры финрегулятора: «Национальный банк Казахстана сейчас пытается удержать ситуацию на валютном рынке под контролем. Давление на тенге растет, и во многом из-за того, что многие участники рынка принимают решения под влиянием эмоций, а не здравого смысла».
А хорошие новости есть. Цены на нефть растут, доходность тенговых депозитов очень высокая, значительно выгоднее валютных вкладов. К тому же Казахстану санкции не грозят, а рынки нашей страны и России — это совсем разные истории…
Однако есть и серьезный фактор в этом всем, о котором Нацбанк и наши власти стесняются говорить, — ЕАЭС и обилие российских компаний, зарегистрированных в Казахстане. Не просто зарегистрированных, а прямо активно работающих, закупающих через Казахстан разные несанкционные штучки и аккумулирующие тут запасы наличности. Эти фирмы необязательно вывешивают триколор и ставят фото Кремля на фронтон здания. Это обычные бизнесмены, которым некомфортно работать в РФ, и они просто кусочками выводят свои операции за пределы своей страны. Но вынуждены оставлять операционные центры в той же Москве, потому что обслуживают вполне себе российских потребителей…
Поэтому помимо родного казахстанского спроса на доллар США внутри РК ему на плечи залез вполне себе гигантский спрос из РФ…
В свою очередь наш Нацбанк пытается гасить панику. Уже введены ограничения на спреды в обменниках, готовятся дополнительные меры — антиинфляционные, регуляторные, надзорные. Если волатильность станет чрезмерной, регулятор готов применить интервенции. «Самое главное в мерах, которые будет принимать Нацбанк, — четко развести по разные стороны простых инвесторов и тех, кто на рынок заходит просто деньги обменять. А так как масштаб операций очень большой, то мер, принимаемых Нацбанком, может не хватить, и поэтому ситуация заслуживает нормального такого заседания Совбеза под председательством Президента. Не надо все валить на Нацбанк, тут нужны стратегические решения на высшем уровне всех органов…» — заявил эксперт.
Нацбанк объясняет
Между тем после оглашения решения по базовой ставке глава Нацбанка Тимур Сулейменов провел брифинг, где ответил на многие вопросы журналистов. В частности, Сулейменов высказался о том, нужно ли провести заседание Совета безопасности по вопросу курса национальной валюты. «Мне кажется, что вопрос при всей его безусловной важности все-таки не на таком уровне, чтобы Президент на такой площадке, как Совет безопасности, его рассматривал. У Совета безопасности есть своего рода устав, положения, какого рода вопросы подлежат рассмотрению. Я думаю, что ситуация при всей сложности и неопределенности все-таки не такого уровня», — отметил глава Нацбанка.
Оценки и прогнозы
В начале января Национальный банк опубликовал результаты очередного макроэкономического опроса, в ходе которого эксперты дали прогноз по основным показателям, таким как цена на нефть, рост экономики, инфляция, базовая ставка, экспорт и импорт товаров и услуг, а также курс тенге.
В ходе опроса аналитики скорректировали свои прогнозы на ближайшие годы. В частности, эксперты повысили прогнозы инфляции на 2025 год — с 6,9 процента до 7,5, а на 2026 год — с 6,0 до 6,5 процента. Инфляция в 2027 году оценивается в 5,6 процента.
Вслед за изменением оценок по инфляции ожидания по базовой ставке также были пересмотрены. Медианные значения прогнозов на 2025 год скорректированы с 12,5 до 14,7 процента, на 2026 год — с 10,3 до 11,8. На 2027 год базовая ставка прогнозируется на уровне 10,5 процента.
Что касается прогноза по базовой ставке на предстоящий год, советник председателя правления Halyk Finance — куратор Аналитического центра Мурат Темирханов накануне оглашения Нацбанком своего решения отметил: «Учитывая внутренние и внешние риски, НБК будет вынужден сохранять жесткие денежно-кредитные условия, удерживая базовую ставку на высоком уровне, значение которой он, вероятно, сохранит на предстоящем заседании (17 января). Также мы считаем, что НБК сохранит базовую ставку на том же уровне и на втором заседании в этом году. В целом мы прогнозируем гораздо более медленные темпы снижения базовой ставки в этом году, так как сложившиеся в текущем году проинфляционные факторы будут оказывать негативное влияние на цены в среднесрочном периоде, препятствуя достижению таргета по инфляции».
Следующее плановое решение Комитета по денежно-кредитной политике по базовой ставке будет объявлено 7 марта 2025 года.