Бывшему председателю правления ТОО «Астана LRT» Талгату Ардану, который находится в международном розыске, вынесли приговор. Однако на сам процесс возведения многострадального объекта это, кажется, никак не повлияло. В столице продолжают прокладывать рельсы, а горожане находятся в ожидании запуска легкорельсового транспорта.
Проекту LRT в Астане почти 20 лет. О новой транспортной системе в столице заговорили еще в 2005 году, когда столичные власти приняли программу «Новая транспортная система Астаны». В ней было предусмотрено, что в целях оптимизации затрат скоростной внеуличный и уличный транспорт города должен был быть по большей части наземным и надземным.
Начало возведения LRT запланировали на 2008 год, потом на конец 2009-го. Причем первая очередь должна была появиться уже через 2,5 года. На тот момент стоимость проекта составляла около 1,9 миллиона долларов, а общая протяженность линий должна была составить 22,4 километра. Но не случилось. Непосредственно к строительству приступили лишь в 2011 году.
Но и его было решено прекратить в конце 2013-го из-за «дороговизны», так как «французские компании предлагали стройку за 300 миллиардов тенге». Напомним, что одним из претендентов на строительство в Астане ЛРТ тогда была французская компания Alstom. К слову, она предлагала выполнить основной состав поезда в виде головы снежного барса. Взамен проекта отечественные власти пообещали запустить скоростные автобусы.
Однако в 2015 году к вопросу возведения LRT вернулись снова. Начались переговоры с компаниями China Railway International GroupLimited и BeijingState-Owned Assets Management Co., Ltd, которые привели к тому, что строительство все-таки было начато сразу на трех площадках. Но велось оно ни шатко ни валко, и летом 2019 года была произведена «оптимизация» проекта. В июле того же года стало известно, что «экс-глава «Астана LRT» Талгат Ардан объявлен в международный розыск», а затем, 13 декабря, что «в розыск объявлен бывший заместитель председателя правления АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» и экс-заместитель акима столицы Канат Султанбеков, который был назван организатором хищения средств ТОО «Астана LRT».
Сколько на самом деле денег было выведено из системы подобным образом, неизвестно до сих пор. Между тем в июне 2019 года власти Казахстана должны были одобрить госгарантию на 1,6 миллиарда долларов для ТОО «Астана LRT», а годом ранее сообщалось, что на первую очередь строительства проекта системы легкорельсового транспорта «планируют направить более 305 миллиардов тенге».
Весной 2021 года, когда пандемия пошла на спад, был проработан новый график реализации проекта, согласно которому строительно-монтажные работы планировались выполнить до конца 2022 года. Но для этого снова понадобились деньги — чуть больше одного миллиарда долларов. Что, по мнению проектировщиков, позволило бы провести тестовые испытания уже летом 2023 года.
Проект снова «оптимизировали», из 18 станций оставив восемь, а из 19 запланированных подвижных составов всего пять, при этом один состав должен был состоять из четырех вагонов. Кроме того, проект разделили на две части. Первую очередь, стоимость которой оценивалась на тот момент в 1,152 миллиарда долларов, пообещали запустить в 2025 году. Вторую, стоимостью 735 миллионов долларов, вроде до конца 2026 года. С оговоркой — «при непрерывном финансировании».
Что касается дня сегодняшнего, то, по некоторым данным, «строительно-монтажные работы ведутся на всех участках линии LRT — от аэропорта до нового железнодорожного вокзала по нескольким улицам». При этом до конца уходящего года «планируется завершить строительство всей эстакадной части и основных железобетонных конструкций станций с частичным завершением фасадной части станции «Аэропорт», а также начать укладывать рельсы и стрелочные переводы».