Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Курс – на 573?
ЭкономикаФинансы

Курс – на 573?

Казахстанские эксперты обновили свои прогнозы

Аналитики ведущих финансовых структур подвели итоги первого полугодия и представили обновленные макроэкономические прогнозы. В фокусе — рост ВВП, динамика инфляции и курс тенге. Оценки даны как на ближайший период, так и в долгосрочной перспективе.

Halyk Finance

Как зафиксировали аналитики, в 1-м полугодии 2025 года экономика Казахстана продемонстрировала значительное ускорение: по предварительной оценке правительства, рост реального ВВП составил 6,2 процента год к году (г/г) (3,2 процента г/г в 1-м полугодии 2024 года). Краткосрочный экономический индикатор достиг максимального за последние годы значения — девять процентов г/г! Важными драйверами роста стали секторы транспорта и строительства, где государственное финансирование проектов инфраструктуры обеспечило рост на 22,7 процента г/г и 18,4 г/г соответственно. Промышленность выросла на 6,5 процента г/г за счет роста нефтедобычи в рамках проекта будущего расширения на Тенгизском месторождении. Сфера торговли после замедления темпа роста в начале года показала рост на уровне 8,4 процента г/г. Таким образом, с учетом текущей динамики роста экономики эксперты Halyk Finance повысили свой прогноз роста ВВП в 2025 году до 5,6 процента (в предыдущем прогнозе — 5,3) Между тем без учета сырьевого сектора рост экономики в 2025 году экспертами оценивается более сдержанно — на уровне 3,5 процента, что связано с умеренными темпами роста производительности труда и инвестиций. Отдельно отмечают в Halyk Finance, что их прогноз основан на среднегодовой цене на нефть в 70 долларов за баррель.

Вместе с тем аналитики констатируют, что в 1-м полугодии этого года наблюдалось ускорение инфляционных процессов: в январе текущего года инфляция в годовом выражении сложилась на уровне 8,9 процента, в июне — 11,8 (11,3 в мае). Ключевое влияние, по данным экспертов, оказали увеличение тарифов на услуги ЖКХ, фискальное стимулирование и ослабление тенге в конце прошлого и январе текущего года, что привело к росту импортной инфляции. Месячная же инфляция, пик которой наблюдался в феврале-марте текущего года (1,5 процента и 1,3 соответственно), постепенно замедляется. В июне она составила 0,8 процента (0,9 в мае), при этом значительно замедлилась месячная инфляция на платные услуги, что соответствовало ожиданиям Halyk Finance.

Однако эксперты отмечают, что сохраняются как внешние, так и внутренние проинфляционные факторы, среди них высокие трансферты из Национального фонда, волатильность курса тенге и снижение цен на нефть. Эксперты напоминают, что основной вклад в рост цен обеспечивают платные услуги (в основном за счет роста регулируемых тарифов на ЖКХ) и непродовольственные товары, что связано с высоким уровнем импортной составляющей в экономике, колебаниями цен на мировых сырьевых рынках и ограниченными возможностями быстрого расширения внутреннего предложения. Значимым вызовом для эффективности денежно-кредитной политики, по мнению аналитиков, остается процикличный характер фискальных расходов, которые поддерживают совокупный спрос даже в условиях жесткого монетарного режима. Значительные государственные расходы нивелируют эффект высокой базовой ставки, что требует согласованности макроэкономической политики, подчеркивают аналитики.

С учетом данных факторов в Halyk Finance ожидают, что по итогам 2025 года инфляция закрепится в диапазоне 10-11 процентов с высокой вероятностью смещения к верхней границе. 

Что касается валютного рынка, в этом году он остается под влиянием разнонаправленных внутренних и внешних факторов, заявляют в Halyk Finance. С одной стороны, поддержку курсу тенге обеспечивают значительные продажи валюты из Нацфонда и поступления от реализации золота, что сглаживает краткосрочную волатильность при сохранении в то же время высокого спроса на импорт. С другой — давление сохраняется из-за превышения импорта над экспортной выручкой. Так, за пять месяцев 2025 года при росте импорта на 2,2 процента г/г, общий объем экспорта снизился на 9,2 процента г/г в номинальном выражении, констатируют эксперты.

На конец июня курс доллара к тенге составил 520,4 тенге за доллар против 523,5 тенге за доллар в декабре, напоминают эксперты. Основными факторами, которые с начала года поддерживают курс нацвалюты, стали продажи валюты из Нацфонда (4,95 миллиарда долларов), практика зеркалирования по операциям с золотом, обязательная продажа валютной выручки компаниями квазигоссектора, временная приостановка покупок валюты для ЕНПФ в январе-феврале текущего года. Ослабление же тенге в июле до уровня 540 тенге за доллар, по мнению Halyk Finance, носит временный характер и не отражает текущей динамики фундаментальных факторов. 

Вместе с тем, заявляют в Halyk Finance, действующие меры направлены на стабилизацию краткосрочной волатильности национальной валюты. При этом динамика курса тенге чувствительна к глобальной конъюнктуре… Поскольку Казахстан является малой открытой экономикой с относительно небольшим валютным рынком, существенное снижение или увеличение объемов спроса и предложения валюты может значительно отклонить курс от фундаментальных факторов, считают аналитики. В базовом сценарии в Halyk Finance ожидают, что курс тенге будет постепенно слабеть и к концу года закрепится в диапазоне 550-560 тенге за доллар.

АФК

В свою очередь, аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана представил результаты очередного опроса профессиональных участников финансового рынка в отношении некоторых индикаторов в августе 2025 года, в том числе прогнозов по стоимости нефти марки Brent, доллара США против казахстанского тенге, инфляции, ВВП, а также базовой ставки Нацбанка РК.

Прежде всего исследователи отмечают ухудшение ожиданий по курсу тенге на фоне усилившейся волатильности валютного рынка, которая, по мнению экспертов, не подкреплена фундаментальными факторами. Также среди ключевых причин — прогнозируемое снижение профицита торгового баланса, рост внутреннего спроса на иностранную валюту и нестабильная ценовая динамика на сырьевых рынках.

К началу сентября курс по паре USD/KZT прогнозируется экспертами на уровне 541,7 тенге за доллар, а через год — на отметке 573 тенге за доллар! (в июльском прогнозе — 523,4 и 548,5 соответственно). В АФК отмечают, что пересмотр ожиданий по курсу тенге сопровождался также усилением тревожности по поводу инфляции. В августе годовые инфляционные ожидания выросли до 11,3 процента против 10,4 месяцем ранее. Это отражает опасения, отмечают исследователи, относительно ускорения роста цен в первую очередь из-за повышения налоговой нагрузки, переноса увеличившихся издержек бизнеса (транспорт, логистика, сырье) на конечных потребителей и неизбежного последующего удорожания импортных товаров в результате ослабления тенге.

По мнению экспертов, сочетание этих факторов потребует от регулятора сохранения жесткой денежно-кредитной политики и поддержания положительной реальной ставки для сдерживания проинфляционных рисков. Прогноз по базовой ставке на год вперед пересмотрен в сторону повышения до 15,25 процента с 14,75 ранее. Между тем, как отмечают в АФК, в краткосрочной перспективе эксперты пока не видят срочной необходимости в повышении базовой ставки. Семьдесят восемь процентов опрошенных аналитиков прогнозируют ее сохранение на предстоящем заседании Нацбанка 29 августа на фоне замедления месячного роста индекса потребительских цен пять месяцев подряд. Двадцать два же процента допускают ее повышение до 16,75-17 процентов.

Между тем продолжающаяся неопределенность в торговой политике США одновременно с наращиванием добычи нефти странами ОПЕК+ сохраняет давление на котировки черного золота. Дополнительным фактором, фиксируют исследователи, выступает снижение опасений по поставкам нефти из России на фоне прогресса в диалоге между США и Российской федерации по урегулированию войны в Украине. В этих условиях прогноз по цене Brent через год составляет 66,5 доллара за баррель, что ниже ее текущих значений (67).

Тем не менее ожидаемый рост ВВП через год экспертами оценивается на уровне 4,9 процента (против 4,5 ранее) благодаря прогнозируемому увеличению госинвестиций, активной реализации инфраструктурных и капиталоемких проектов, а также расширению добычи природных ресурсов, заключили в АФК.

Читайте в свежем номере: