Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Кто раньше стартует, тот быстрее у цели
ЭкономикаФинансы

Кто раньше стартует, тот быстрее у цели

На исходе минувшего июля стало известно, что банки Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана начали все чаще отказываться от приема корпоративных платежей из России. 

Эту тенденцию предметно подтверждает переданный деловому порталу «Росбизнесконсалтинг» (РБК) совместный обзор российских транспортно-логистических компаний ПЭК, Digital ВЭД, GTL и Logita Trade. По их выкладкам, доля отказов в платежах через банки Центральной Азии в июле выросла до 30, а средний срок проведения операций увеличился на 15 процентов, до двух недель. 

По словам финансового директора ПЭК Романа Ромашевского, банки указанных стран запрашивают все больше дополнительных документов и пояснений. В том числе информацию о компаниях-плательщиках, их учредителях, клиентах, источниках происхождения средств и подробностях сделок. 

Ситуация усугубилась со второго квартала 2024 года. Сложности начали возникать даже при платежах национальными валютами. «Из-за того, что подходы к переводам не унифицированы, а четкие алгоритмы отсутствуют, финансовая организация может принять любое решение о возможности проведения платежа без подробного пояснения причин», — рассказал РБК Ромашевский. 

О проблеме также осведомлены Торгово-промышленная палата РФ и деловая организация «Опора России». «Банки объясняют ситуацию тем, что не хотят «попасть под раздачу» в связи с санкциями США», — назвал главную причину торможения и отказов председатель Комитета по международным связям «Опоры России» Николай Дунаев. 

Фактически той же проблемой Россия озабочена в рамках БРИКС, количество участников которой с этого года возросло вдвое до десяти стран. Причина озабоченности та же — антироссийские санкции США и Евросоюза. 

Среди вариантов решения проблемы — направленное в прошедшем июле предложение БРИКС и ее партнерам от фонда «Росконгресс» на основе анализа Института изучения рынков (ИИР). Суть инициативы — включить в международные взаиморасчеты цифровые финансовые активы (ЦФА). Технологические решения, лежащие в их основе (блокчейн), способны упростить и ускорить проведение расчетов, а отсутствие посредников позволит в перспективе снизить транзакционные издержки. 

К преимуществам ЦФА также относятся привязка к одному или нескольким реальным активам вплоть до золота и понятный эмитент. Среди основных вариантов обеспечения ЦФА — их привязка к национальным валютам стран БРИКС. 

Механизм трансграничных платежей предполагает использование выпускаемых центробанками ЦФА, аналогичных по типу эмиссии и принципу обращения токенам. Работать этот механизм сможет на базе наднациональной расчетной платформы BRICS Bridge. Потенциально эта инфраструктура может использоваться для проведения платежей в качестве альтернативы традиционным расчетам. Иначе говоря, речь идет о варианте альтернативы международной межбанковской системе SWIFT, подконтрольной Западу, который постарался максимально осложнить ее использование российскими банками. 

При этом, как подчеркивают ИИР и «Росконгресс», речь идет не о создании единого расчетного инструмента для членов БРИКС, а об использовании современных технологических решений для упрощения и совершенствования процедур проведения расчетов. Авторы предложения также не скрывают, что концепция механизма расчетов в цифровых активах еще прорабатывается, а ряд вопросов о практическом применении такого механизма остается открытым. 

Тем не менее думается, предложение заслуживает изучения и со стороны банковских систем Центральной Азии. В первую очередь банками Казахстана. «Казахстан хотел бы внести свой вклад в развитие потенциала БРИКС в качестве государства-участника», — заявил в августе 2023 года Президент РК Касым-Жомарт Токаев, выступая в видеоформате на заседании «Диалог глав государств БРИКС плюс». И тогда же, в августе, Министр иностранных дел и сотрудничества ЮАР Наледи Пандор сообщала, что так называемые формальные (предварительные) заявки на вступление в БРИКС подали 23 страны, в том числе Казахстан. 

Но с тех пор вплоть до июля 2024 года тема вступления Казахстана в БРИКС находилась как бы на паузе, во всяком случае, в публичном пространстве. В мае эту паузу по-своему объяснил в комментарии сетевому изданию CA Cronos казахстанский политолог и китаевед Адиль Каукенов. По его мнению, раньше республика вступала во многие международные альянсы очень активно, но со временем стала подходить к этому вопросу более разборчиво. 

Каукенов считает, что официальная Астана может быть не вполне уверена, что политэкономического веса республики хватит, чтобы в качестве члена БРИКС полноценно обсуждать и решать вопросы с известными крупными участниками организации с учетом собственных интересов. В то же время Каукенов со ссылкой на китайских экспертов предупреждал, что со временем вступать в БРИКС будет не так относительно просто, как сейчас. Как и всякая крупная международная организация, БРИКС набирает опыт, предполагающий повышение требований и стандартов как внутри объединения, так и к ее новым потенциальным участникам. Поэтому затягивание вопроса может сослужить не лучшую службу. 

Как бы услышав отечественного эксперта, в начале прошедшего июля тема вступления Казахстана в БРИКС «встрепенулась». Естественно, не сама по себе. Накануне прошедшего в Астане ежегодного саммита ШОС эту тему на встрече с Касым-Жомартом Токаевым затронул глава КНР Си Цзиньпин. Он прямо заявил, что Китай поддержит уже предметную заявку Казахстана на вступление в БРИКС и готов ее продвигать до логического завершения. 

Непосредственно на саммите, точнее, в его кулуарах, тема расширения БРИКС нашла отражение в отзывах иностранных наблюдателей. «Похоже, что БРИКС по подобию ШОС стремится к беспрецедентному расширению, — отметила в общении с казахстанскими журналистами Ева Сайверт, аналитик по внешней политике и политике безопасности Китая в Берлинском институте китаеведения Герхарда Меркатора (MERICS). — Вступление в БРИКС стало бы дипломатической победой для Астаны, поскольку оно укрепило бы позицию Казахстана как ведущего государства в Центральной Азии». Кроме того, по мнению Сайверт, вступление в БРИКС сулит республике не только внешнеполитические, но и финансово-экономические преимущества. 

В их числе и решение обостряющихся из-за западных санкций проблем международных взаиморасчетов и платежей. Предложение ИИР и «Росконгресса», как уже сказано, нуждается в более подробной проработке, а также правовом сопровождении и совместимости на внутри- и межгосударственном уровне. Все это требует времени и значительных интеллектуальных усилий. 

Однако, по выражению Владимира Путина, «санкции Запада против России — это надолго». И кто раньше вступит в кооперацию с РФ для поиска и освоения одной или даже нескольких альтернатив SWIFT, тот скорее найдет приемлемые варианты и для себя. Естественно, при вступлении в БРИКС шансы быстрее одолеть эту дистанцию увеличиваются. 

Читайте в свежем номере: