Текущая неделя открылась ослаблением нацвалюты. По итогам торгов на Казахстанской фондовой бирже 18 ноября курс доллара составил 497,89 тенге. Как следствие, в обменных пунктах Казахстана был пробит психологический барьер в 500 тенге. Но и это, утверждают эксперты, не предел.
В понедельник в разных городах Казахстана «американца» продавали в коридоре от 501 до 505 тенге. Уровень действительно является переломным, однако нельзя называть его историческим, как и максимальным. Напомним, что в марте 2022 года был гораздо более резкий скачок, когда цена доллара переваливала за отметку 525 тенге. Максимальная планка продержалась недолго, и в течение последующих двух недель валютный рынок остыл, но напряжение в обществе осталось.
Позже, летом 2022 года, казахстанский экономист Айдархан Кусаинов, описывая финансовый рынок страны, отметил, что хотя скачок и был для многих шокирующим, но он далек от реального положения дел. Также он озвучил свой прогноз: 1000 к 1.
«Нужно отпустить курс — 600, 700, 800 тенге за доллар. В идеале — 1000 тенге за доллар. В результате российская продукция станет очень дорогой. Тогда миллионы казахстанцев начнут работать — собирать столы, шить вещи, откроются швейные мастерские. То есть, когда мы реально отпустим курс и импорт станет дорогим, люди начнут работать, тогда это станет прибыльным», — заявил экономист.
Если посмотреть на азбуку экономики, то эксперт обрисовал классическую модель. Вопрос лишь в том, что кроме сырья и ископаемых Казахстану нечего предложить для экспорта.
Но к аналогичной цифре эксперты пытаются подвести и сегодня, приводя более внятную аргументацию. Казахстанский экономист Сабит Рысбаев отметил, что в прошлом месяце Центробанк РФ поднял процентную ставку до 21 процента. Такой высокий уровень ставки — беспрецедентное событие в истории России. По его мнению, Россия пошла на этот шаг вынужденно, чтобы удержать доллар. В декабре состоится еще одно заседание, и есть вероятность, что ставку поднимут до 23 процентов.
«В 1998 году в России произошла девальвация, рубль обесценился в четыре раза. В 1999-м в Казахстане прошли президентские выборы, после чего тенге обесценился вдвое. В 2014 году рубль за одну ночь обесценился в два раза. В 2015-м в Казахстане прошли выборы, после чего тенге снова обесценился. Сегодня судьба нашего тенге напрямую зависит от рубля. За это время мы вошли в различные союзы, но впереди нас тоже не ждут легкие времена. Сегодня, при стабильной политической ситуации, Национальный банк не может удержать курс тенге. Если завтра рубль обесценится еще в два-три раза, курс доллара в Казахстане превысит 1000 тенге. С таким развитием событий мы можем оказаться в плачевной ситуации», — подытожил эксперт.
Причину слабого тенге эксперты видят в специфике казахстанской экономики, которая основана на экспорте сырья. Слабая валюта повышает конкурентоспособность на международных рынках. Об этом говорит и главный казначей страны.
Напомним, неделей ранее глава Нацбанка Тимур Сулейменов подчеркнул, что плавающий курс является важным механизмом для стабилизации макроэкономической ситуации. При этом сказал, что повода для беспокойства нет.
«Все ждут снижения курса. Доллар укрепился очень сильно — более чем на три процента по отношению к валютам развитых и развивающихся стран на фоне риторики Трампа, на фоне первых решений и так далее. Поэтому макросреда не только для тенге, но и для всех валют, кроме доллара, нехорошая. Даже пятьсот (500 тенге за доллар. — Прим. ред.) — это психологическая цифра. Вы вспомните, когда 300 было, 400. Что произошло? Когда было 390, а потом стало 402. Упало небо на землю? Я думаю, нет. Поэтому я понимаю общую озабоченность и какие-то психологические триггеры, которые у нас в голове есть», — сказал Сулейменов.
Оборотной стороной слабого и «привлекательного» тенге для внешнего рынка является увеличение стоимости импортируемых в РК товаров. Как следствие, падает покупательская способность, поскольку в большинстве своем заработная плата казахстанцев не индексируется. Эксперты считают, что при продолжении роста доллара даже отечественная продукция будет дорожать, потому что часть используемого для нее сырья также импортируется.