Комитет по денежно-кредитной политике Национального банка Республики Казахстан принял решение оставить базовую ставку на прежнем уровне. Об этом было официально объявлено 11 июля. В этот же день глава Нацбанка Тимур Сулейменов выступил на брифинге для журналистов, где подробно прокомментировал решение регулятора и ответил на наиболее актуальные и волнующие вопросы представителей СМИ.
16,5 процента
Итак, 11 июля Комитет по денежно-кредитной политике Нацбанка принял решение установить базовую ставку на уровне 16,5 процента годовых с коридором +/- 1 п.п.
Как констатировали в Нацбанке, годовая инфляция в июне составила 11,8 процента и рост цен отмечается по всем компонентам. Основной вклад по-прежнему вносит сектор услуг (16,1 процента) — как за счет удорожания регулируемых услуг на фоне реализации тарифных реформ, так и рыночных. Продовольственная инфляция (10,6 процента) также вносит значимый вклад из-за роста стоимости импортных товаров и ключевых видов сельскохозяйственной продукции.
Между тем месячная динамика инфляции замедлилась до 0,8 процента. Показатели устойчивой части инфляции немного повысились: базовая инфляция составила 0,9 процента, сезонно очищенная — один процент. Это указывает, по данным регулятора, на сохраняющееся инфляционное давление на фоне продолжения тарифных реформ, фискального стимулирования и устойчивого потребительского спроса, поддерживаемого в том числе высокими темпами роста розничного кредитования.
Инфляционные ожидания населения на предстоящие 12 месяцев снизились, но остаются повышенными и волатильными, указывают в Нацбанке. В опросах сохраняется неопределенность. Ожидания профессиональных участников рынка по инфляции на текущий год скорректировались с 10,7 до 11 процентов.
Вместе с тем внешнее инфляционное давление несколько ослабло из-за замедления инфляции в ключевом торговом партнере нашей страны — России. Между тем мировые цены на продовольствие остаются высокими (за исключением зерновых). В развитых экономиках инфляция снижается с начала года, однако регуляторы отмечают растущую неопределенность, заявил Нацбанк. Ввиду этого политика ведущих центральных банков остается осторожной и сдержанной. ЕЦБ продолжил снижение ставок для поддержания экономической активности, при этом подчеркнув возросшие риски ценового давления. ФРС тем временем сохраняет паузу в снижении ставок в условиях неопределенности, связанной с изменениями в торговой и фискальной политиках. На фоне замедления инфляции Банк России в июне снизил ключевую ставку до 20 процентов и отметил, что будет поддерживать жесткость денежно-кредитных условий, необходимую для возвращения инфляции к цели в 2026 году.
Тем временем во внешнем секторе сохраняется повышенная волатильность на финансовых и сырьевых рынках на фоне торговых разногласий и геополитической напряженности, в том числе на Ближнем Востоке, отметили в Нацбанке. В этих условиях цены на нефть складываются ближе к уровню оптимистичного сценария.
Что касается роста экономики нашей страны, за январь — май 2025 года он составил шесть процентов год к году (г/г). Высокие темпы роста наблюдаются в транспорте (23,1 процента), строительстве (15,4), торговле (7,8), также растет деловая активность в горнодобывающей (7,8) и обрабатывающей (6 процентов) промышленности, привел цифры регулятор.
Между тем внутренний спрос на товары и услуги остается высоким, чему способствуют высокие темпы потребительского кредитования (32,4 процента г/г в мае). Сохраняется ряд факторов, поддерживающих спрос, включая популярность рассрочек, активные маркетинговые акции, простоту получения кредитов и устойчиво высокие инфляционные ожидания.
Инвестиционная активность продолжает ускоряться (18,2 процента за январь — май) за счет как частных инвестиций, так и бюджетных средств.
Проинфляционные риски, как заявляет регулятор, формируются преимущественно внутренними факторами и обусловлены устойчивым внутренним спросом на фоне фискальных стимулов, активного потребительского кредитования и повышенных инфляционных ожиданий, а также связаны с реализацией тарифных и налоговых реформ и их вторичными эффектами. Внешние риски сохраняются на фоне роста неопределенности в мировой торговле и геополитической напряженности, что сопряжено с ростом волатильности на финансовых, товарных и сырьевых рынках.
Вместе с тем, как утверждают в Нацбанке, во внутренней среде дезинфляционное воздействие базовой ставки будет усиливаться за счет реализуемых мер зеркалирования золотовалютных операций, пересмотра минимальных резервных требований (МРТ) и введения макропруденциальных ограничений, направленных на охлаждение потребительского кредитования. Дополнительное сдерживающее влияние окажет анонсированная Правительством корректировка темпов и сроков повышения тарифов на коммунальные услуги, что позволит сгладить рост цен платных услуг.
Особую роль в снижении инфляционного давления сыграет и усиление координации с Правительством, прежде всего через реализацию фискальной консолидации и совместных мер, направленных на укрепление макроэкономического баланса, отметили в Нацбанке.
В текущих условиях умеренно жесткая денежно-кредитная политика в совокупности с дополнительными мерами Нацбанка будет оказывать сдерживающее влияние на инфляцию. Ожидается постепенное усиление эффектов от принимаемых микро— и макропруденциальных мер по охлаждению рынка розничного кредитования.
Сложившийся баланс факторов инфляции, динамика ее текущих темпов, проинфляционные тенденции и сохраняющаяся неопределенность во внешней среде обуславливают высокую вероятность сохранения базовой ставки на текущем уровне до конца 2025 года, заявил регулятор. Вместе с тем Комитет по денежно-кредитной политике не исключает возможности повышения базовой ставки при необходимости.
Очередное плановое решение по базовой ставке будет объявлено 29 августа 2025 года.
Пять процентов. И точка
Между тем на брифинге с журналистами глава Национального банка Тимур Сулейменов рассказал, почему принято решение сохранить базовую ставку на прежнем уровне. В своем заявлении Сулейменов, в частности, отметил: «На данный момент ценовое давление в экономике сохраняется. При этом инфляция формируется в пределах нашего прогноза 10,5-12,5 процента по итогам года. У нас сохраняется устойчивый внутренний спрос, фискальное стимулирование, потребительское кредитование, повышенные инфляционные ожидания, также проводятся тарифная реформа и реформа в налогово-бюджетной политике. Это значит, что нам необходимо поддерживать текущий уровень жесткости денежно-кредитной политики более длительное время. С высокой вероятностью базовая ставка будет оставаться на текущем уровне до конца 2025 года. При этом мы будем отслеживать внутренние и внешние макроэкономические факторы. На следующем заседании, которое является опорным, будет проведен полноценный прогноз социально-экономического развития. Мы также посмотрим на достаточность и эффективность действующих антиинфляционных мер. При необходимости уровень жесткости денежно-кредитной политики может быть увеличен».
Кроме того, глава Нацбанка обратил внимание и на следующее: «В целом ситуация в экономике стабильная и положительная. Мы видим высокие темпы роста ВВП, а также инвестиций в основной капитал. Вопросом, требующим внимания, является рост реальных доходов населения. Высокий рост ВВП еще не до конца отразился на благосостоянии людей. Номинальные доходы растут, но из-за того, что инфляция растет вместе с ними, это препятствует сохранению трудовых доходов. В этой связи Нацбанк поддерживает базовую ставку на уровне, который позволит снизить рост цен и повысить реальные доходы населения. В целом все меры в рамках денежно-кредитной и макропруденциальной политик нацелены на борьбу с инфляцией и защиту интересов населения. Низкая инфляция помимо своего эффекта на доходы населения является безусловным фактором и ключевым условием для устойчивого экономического роста, формирования стабильного бизнес-климата и инвестиционной среды. Мы уверены, что совместными усилиями нам удастся стабилизировать инфляцию в среднесрочной перспективе». (О том, как влияет рост ВВП на благосостояние наших граждан, читайте в нашем материале «Время и справедливость» от 30 мая 2025 года).
В ходе брифинга, отвечая на вопросы журналистов, господин Сулейменов, в частности, затронул актуальную для многих казахстанцев тему ипотечного кредитования. Как заявил глава Нацбанка, «сейчас при текущем уровне базовой ставки ипотека на 10, 15 или 20 лет — это (как и говорилось ранее Сулейменовым. — Прим. автора) большая переплата. Сегодня можно выдать и можно взять кредит и быть уверенным, что потянешь… Но через несколько лет гражданин может оказаться в положении, что он переплачивает за квартиру в три-четыре раза. В этой связи Агентство по регулированию и развитию финансового рынка должно внимательно отслеживать ситуацию. Мы, безусловно, обязаны думать о последствиях. Поэтому агентство предложило установить более низкую ставку — 20 процентов, и мы его в этом поддержали. Затем агентство информировало, что нужно досчитать некоторые внутренние нормативы и подходы. Когда посчитают, тогда и будет принято окончательное решение. Возможно, последует более жесткое требование по первоначальному взносу, возможно, по доходу к заемщикам. Но соблюсти баланс между желанием и возможностями следует обязательно».
Кроме прочего Сулейменов рассказал, могут ли пересмотреть цель по инфляции в Казахстане. «На самом деле, цель по инфляции, на наш взгляд, у нас пять процентов, и меняться она не должна. Ясно, что скорость достижения пяти процентов может быть разная. И в этом отношении большое количество проинфляционных факторов налицо. То есть это тарифная реформа, ценовая реформа, большое количество денег в экономике, определенное внешнее ценовое давление — и так далее, и тому подобное. Понятно, что это замедляет достижение цели по инфляции, но замена ее, на наш взгляд, абсолютно невозможна и контрпродуктивна. Чем больше вы меняете цель, тем меньше в нее верят. Это так», — заявил Тимур Сулейменов.
Для лучшего понимания он привел пример из жизни. «Я бы здесь, наверное, привел пример. Если, допустим, я хочу похудеть на какое-то количество килограммов, я не должен менять цель: вот я хочу похудеть на 10, нет, я передумал, хочу на пять, а потом мне и трех хватит. Нет, такого не должно быть. Я могу похудеть за полгода, могу за восемь месяцев или за девять, но все равно эта планка (10 килограммов) должна быть... Мы хотим видеть инфляцию на том уровне, который соответствует нашему экономическому росту, обеспечению социального благополучия граждан, хорошей инвестиционной среде. И этот уровень определенный — это пять процентов», — объяснил он. В целом у Нацбанка нет намерения менять цель по инфляции. «Мы будем ее точно придерживаться и максимально ускорять достижение этой цели», — резюмировал глава Нацбанка.