Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
500 — это просто цифра?
ЭкономикаФинансы

500 — это просто цифра?

Казахстан превращается в крупный обменный пункт

иллюстрация WELAR

Скачок доллара в конце ноября — начале декабря вызвал в обществе если не шок, то определенное волнение. Для рядового жителя страны это прежде всего вопрос очередного роста цен на все. Депутат Елнур Бейсембаев спросил у членов Правительства, на чьей они стороне: простых людей или олигархов, которым это только на руку. На что вице-премьер, министр национальной экономики Нурлан Байбазаров ответил, что Правительство — всего лишь орган, реализующий социально-экономическую политику государства.

«Первое слово — это социальная политика. Конечно же, Правительство принимает меры, половину бюджета направляя на социальную сферу. Оно думает в первую очередь о благосостоянии наших граждан. Поэтому здесь ответ, мне кажется, очевиден. (...) Я думаю, здесь ни о ком другом речи не может быть», — ответил высокопоставленный чиновник.

При этом он отметил, что рост доллара даст фору бюджету.

«Экспорт формирует Национальный фонд нашей страны, поэтому, я думаю, в этом случае мы свое в бюджет возьмем», — добавил Байбазаров.

Цены

Заместитель председателя Национального банка Виталий Тутушкин высказался о росте курса доллара в Казахстане и отметил, что в целом 500 — это просто цифра и не надо к ней привязываться. 

«Сегодня — 500, завтра — 600. Курс будет складываться таким образом, каким будет соотношение спроса и предложения на иностранную валюту», — сказал Тутушкин в кулуарах Сената. 

По данным Бюро нацстатистики, инфляция в ноябре текущего года в годовом исчислении составила 8,4 процента. Цены на платные услуги повысились на 13,3 процента, непродовольственные товары — на восемь, продовольственные товары — на 5,4. По сравнению с ноябрем 2023 года тарифы на холодную воду повысились на 43,1 процента, водоотведение — на 25,7, электроэнергию, горячую воду — по 21,7, центральное отопление — на 17,5, вывоз мусора —  на 10,3. Услуги железнодорожного пассажирского транспорта подорожали на 24,5 процента, организаций комплексного отдыха — на 22,3, стоматологические услуги — на 12,8. Цены на ноутбуки возросли на 65 процентов, кухонную плиту — на 40,8. Повышение цен отмечено на ацетилсалициловую кислоту на 27,6 процента, канефрон — на 24, корвалол —  на 21,9, ацикловир — на 19,6. Картофель подорожал на 28,2 процента, огурцы — на 25,9, помидоры — на 25,5, оливковое масло — на 23,3, сладкий перец — на 19,8, чеснок — на 18,4. Напротив, в годовом выражении подешевела крупа гречневая на 21,6 процента, морковь — на 10,2, лимон — на 8,9, капуста — на 8,5, подсолнечное масло — на 5,3. Приятного аппетита! Посмотрим, что декабрь продемонстрирует нам на фоне обычной цифры 500.

Нацбанк виноват?

Ослабление тенге в последние несколько дней продемонстрировало неэффективность политики Нацбанка, считает советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов. 

Он напомнил про сентябрьские исследования Halyk Finance за 2023 год, согласно которым в 2016-2023 годы тенге больше всего реагировал на курс USD/RUB, а вот влияние других факторов было минимальным. Импорт из РФ составляет 29 процентов от всего импорта в Казахстан. Это и вызывает реакцию нацвалюты на резкие изменения курса рубля. 

«Однако доля рублевых расчетов во всех внешнеторговых операциях Казахстана сравнительно небольшая, и такая реакция курса тенге на изменения курса рубля тоже должна быть относительно небольшой», — подчеркивает эксперт.

По его мнению, весомым фактором является процикличность бюджетной политики Правительства. Что касается курса, то его можно регулировать более равномерными продажами валюты из Нацфонда. Так, до конца июля был использован практически весь объем трансфертов, в результате тенге в I полугодии необоснованно укрепился. Регулятору тогда следовало активнее скупать валюту на рынке, чтобы затем использовать эти резервы для продажи, когда в октябре-ноябре возник дефицит предложения на валютном рынке. По мнению эксперта, низкое доверие к тенге связано с непониманием рынка того, как формируется его курс. Темирханов указывает в том числе и на технические проблемы, например на «непоследовательность валютных интервенций внутри одного дня», то есть на медленную реакцию Нацбанка на возникшую панику. «В целом Нацбанк мог бы делать гораздо больше, проводя политику управляемого плавания тенге, а правильно выстроенная контрцикличная бюджетная политика могла бы сделать курс более стабильным», — сказал эксперт.

Жилье в цене подскочило 

Глава Минпрома на пресс-конференции в Правительстве заверил, что в первую очередь государство будет принимать меры по обеспечению стабильности цен на социальное жилье.

«Мы говорим о программах «Наурыз», «Отау», об арендном жилье по той цене, которую акимат будет приобретать на рынке. Государство будет контролировать верхние границы цен, и изменений по сравнению с предыдущим годом не ожидается. Две большие фундаментальные причины: у нас около 70 процентов строительных материалов — все-таки товары местного производства. То есть цемент, бетон — все казахстанское», — отметил Канат Шарлапаев, министр промышленности и строительства РК. 

Впрочем, он тут же уточнил, что рынок есть рынок, так что в некоторых его сегментах могут происходить изменения.

«Но это рыночная экономика. На каждый сегмент приобретаемого жилья есть свои покупатели. В данном случае какие-то прямые прогнозы давать сложно. Мы исходим из того, что государство в обязательном порядке будет сосредоточено только на контроле в секторе соцжилья», — подытожил он.

Цены не заставили себя ждать, вторичное жилье подросло. К этому подтолкнул и активный спрос на него в последнюю пару недель. Люди опасаются, что цены станут выше.

Надо думать о народе

Как написал в своем Телеграм-канале финансист Расул Рысмамбетов, происходящее с долларом и для него загадка. То, что он точно знает, — доллар укрепляется к другим валютам. В РФ под санкции попал Газпромбанк.

«После остановки торгов долларом на Мосбирже курс рубля к доллару мог быть любым, но теперь российские деловые круги понимают грядущий дефицит валюты. Несмотря на фактически реализованный сценарий Distributed Russia, все равно внутри РФ должна быть валюта. А валюты нет.  Значит, она может стоить хоть 100, хоть 1000 рублей. Мы с РФ — соседи и активно ведем торговлю. Пытаться перекрыть канал покупки российского продовольствия нерационально. Значит, суматоха российского рынка к нам зайдет через курс и инфляцию. Тенге не привязан к рублю, а просто казахстанская и российская экономики — соседние, а значит, невозможно избежать влияния на нас соседних событий», — считает эксперт. 

МОНЕТА.jpg

Но кто скупает валюту на нашей бирже и как долго будет наблюдаться эта ситуация?

«В РФ изменились условия, страна ведет войну в Украине с активным использованием дорогостоящего вооружения. Россия находится под санкциями. В Казахстане этого нет, а значит, курс или пресловутый «валютный паритет» необязательно в пять тенге за один рубль. Для определения курса… надо проанализировать торговлю между странами. Как вариант — когда «краник» Газпромбанка перекрыли. Это автоматически подталкивает не только российских, но и казахстанских игроков с выручкой в рублях массово переворачиваться в тенге и выкупать доллары. Можно ли прикрыть эту лавочку? Мера дорогостоящая — аналог специального валютного режима, когда все крупные покупатели валюты объясняют, зачем им потребовалось 1-10-100 миллионов долларов. Очень много бюрократии, писанины, но мера рабочая, которая остужает спрос на валюту», — считает финансист.

Как отмечает Расул Рысмамбетов, ситуация не нова. В 2022 году казахстанские банки внедрили 30-процентную комиссию за пополнение рублевых счетов, и это слегка изменило ситуацию. 

«Сейчас же есть высокие риски, что российский корпоративный сектор, да и казахстанский (с рублевой выручкой) будет скупать доллары по любой цене, потому что они могут выгодно продать эти доллары в обмен на российские товары, тем самым превращая Казахстан в крупный обменный пункт», — отмечает эксперт.

По его мнению, видимо, Нацбанку и Правительству придется принимать необычные меры, чтобы иностранцы через наши банки не «пылесосили» валюту из Казахстана. По его мнению, задача казахстанских властей не в свободе воли и рынка, а в благосостоянии граждан. Возможно, все и само придет в равновесие, однако можно помочь через регулирование.

Фото Талгата Галимова

Читайте в свежем номере: