Правительство замахнулось на реализацию Национального проекта «Модернизация энергетического и коммунального секторов», который должен стартовать уже в этом году. Речь идет о сумме в 13 588 миллиардов тенге. Это означает, что значительная часть средств преобразуется в новые тарифы, которые придется оплачивать населению. Ведь энергетикам и коммунальщикам придется брать деньги взаймы, а их надо возвращать.
Проект есть. Что дальше?
На брифинге под председательством Каната Бозумбаева прозвучала информация, что проектом будет охвачено более 200 субъектов естественных монополий, из которых 70 процентов составляют государственные компании, а 30 — частные. Все они подразделены на четыре категории в зависимости от типа города в рамках Государственной программы развития регионов и охватывают 57 городов. Программа модернизации включает четыре уровня субъектов. Первый и второй уровни — крупные центры агломераций: города Астана, Алматы, Шымкент и Актобе и 16 областных центров, где работают 106 субъектов естественных монополий с большой абонентской базой и высоким уровнем финансовой устойчивости. Третий и четвертый уровни — моногорода и малые города, где функционируют 108 субъектов.
Цель проекта — модернизация энергетической и коммунальной инфраструктуры страны для обеспечения надежного и качественного предоставления коммунальных услуг населению и устойчивого развития экономики республики. Он будет работать с 2025 по 2029 год. На все про все планируется выделить и привлечь 13 588 миллиардов тенге, в том числе в энергетический сектор — 6208, коммунальный — 6778, автоматизацию и приборизацию — 602 миллиарда тенге.
Износ энергетической и коммунальной инфраструктур в стране составляет от 65 до 100 процентов. Ежегодный естественный износ коммунальных сетей — 2-3 процента, или 4-5 тысяч километров. Надо помнить, что действующая инфраструктура эксплуатируется уже более 50 лет. Поэтому без модернизации не обойтись. Другой вопрос в том, что заниматься этим необходимо было давно. Пока все усилия шли только на латание дыр.
«Хочу подчеркнуть, что это очень сложный большой громоздкий проект. Аналогов в годы независимости в Казахстане не было. И это достаточно амбициозный проект, но мы сознательно идем на его реализацию, потому что в принципе дальше тянуть нам нельзя. Повторение проблем, как в Экибастузе были, в других регионах недопустимо. Ну дальше уже, наверное, нет никакого смысла в вялотекущем режиме штопать слабые места, латать дыры за счет средств бюджета», — заявил Канат Бозумбаев.
Тарифы нас накроют?
Нет, не накроют, заявил вице-премьер Канат Бозумбаев после пресс-конференции. «Не значит, что мы выйдем из зала и пойдем тарифы поднимать», — успокоил чиновник.
По его словам, коммунальные услуги подорожают, но «в разумных пределах». Вице-министр нацэкономики Арман Касенов сообщил, что рост тарифов на комуслуги по программе «Тариф в обмен на инвестиции» будет минимальным и просчитанным. Согласно программе, за счет умеренного увеличения тарифов планируется собрать средства для ремонта и модернизации коммунальной инфраструктуры, а также повышения зарплат в сфере ЖКХ. За год тарифы уже выросли на 20 процентов. В Правительстве подчеркивают, что тарифы могут расти лишь «обоснованно» и в разумных пределах, пообещав, что резкого скачка не будет, чтобы не перегружать потребителей и экономику. Но как-то слабо в это верится с учетом того, что Казахстан намерен занять почти 43,5 миллиарда тенге у Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Соответствующий проект закона будет вынесен на рассмотрение Мажилиса Парламента.
«Заем Международного банка реконструкции и развития предоставляется Республике Казахстан в сумме 13 083 100 000 японских йен со сроком погашения 12 лет, включая льготный период до 15 апреля 2028 года. Ставка вознаграждения составляет TONA+ переменный спред, единовременная комиссия — 0,25 процента от суммы займа, комиссия за резервирование — 0,25 процента годовых на неосвоенный остаток средств займа. Обслуживание и погашение привлекаемого займа будут осуществляться Министерством финансов за счет средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на очередной финансовый год, в соответствии с финансовыми условиями, установленными в соглашении о займе», — сказано в пояснительной записке.
Что касается «обоснованного» тарифа, то, по мнению экономиста и эксперта Петра Своика, все эти годы тарифы просто индексировали по инфляции, а это никоим образом не могло дать фору тем же энергетическим предприятиям, чтобы реально вкладывать средства в модернизацию. Они просто уходили на поддержание штанов.
«Тарифы должны не просто расти под инфляцией, а иметь дополнительную инвестиционную коммерческую составляющую», — считает эксперт.
Петр Своик считает, что Правительство должно пойти на непопулярные меры и увеличить тариф так, чтобы реально начать заниматься энергетикой и коммунальным хозяйством. В противном случае принятый Нацпроект эффекта не даст. Вопрос в том, решится ли Правительство на этот непопулярный шаг или отдаст принятие решения следующему составу правительства?
Без АЭС никуда?
На расширенном заседании Правительства среди прочих вопросов была затронута тема АЭС, вернее строительство второй станции и ее месторасположение. Говорилось о необходимости принятия решения по выбору подрядчика для первой. Это действительно важно, поскольку без системных больших поставок дешевой электроэнергии не стоит рассчитывать на серьезное промышленное развитие. Без электричества никуда: ни в жизни, ни в экономике. Трудное решение относительно подрядчика. Целесообразно, чтобы строительством обеих станций занимался один подрядчик, но политика бывает выше экономики. Так что не исключен вариант, что каждой сестре достанется по серьге: и России, и Китаю, и Франции. Возможна и иная комбинация. А пока наши соседи готовы протянуть руку энергетической помощи, речь снова о заключении нового соглашения о покупке электроэнергии между Казахстаном и Россией. Из-за дефицита электроэнергии Казахстан все чаще обращается за внеплановыми покупками к России. РФ не отказывает. Более того, если в прошлом году тариф был достаточно высоким, то теперь наши соседи готовы предоставить скидку.
«По итогам длительных переговоров норму рентабельности «Интер РАО» снизило с 15 до пяти процентов. В связи с отстаиванием казахстанской стороной сохранения нормы рентабельности уровень удалось снизить до 2,5 процента», — сообщил глава Минэнерго Казахстана.