В текущем году Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) впервые достиг механической пропускной способности перекачки до 83 миллионов тонн нефти в год, заявил заместитель генерального директора АО «КТК-К» Кайргельды Кабылдин, выступая в ходе круглого стола «Транспортировка углеводородов в меняющемся мире» в рамках XV Евразийского форума KAZENERGY в Астане.
Увеличение пропускной способности стало возможным благодаря Программе устранения узких мест (ПУУМ), которая позволила осуществлять отгрузку нефти на танкеры одновременно с трех выносных причальных устройств.
По словам Кабылдина, согласно прогнозам, объемы перевалки нефти в этом году могут составить 63,7 миллиона тонн нефти, что превысит рекорд 2019 года, когда на экспорт было отправлено 63,3 миллиона тонн нефти.
В прошлом году Казахстан, бюджет которого зависит в большей степени от продажи нефти, испытал стресс в связи с внеплановой остановкой выносных причалов в черноморском порту Новороссийск, откуда добываемая в республике нефть уходит европейским потребителям. Несмотря на то, что поломка выносных причалов была устранена и запланированные объемы черного золота ушли на экспорт, РК вновь вернулась к политике диверсификации маршрутов поставок нефти на мировые рынки, уделяя внимание увеличению пропускной способности своих портов для доставки нефти в нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан, который проходит по территории Азербайджана, Грузии и Турции. Кроме этого, наша страна ведет переговоры с КНР об увеличении существующего нефтепровода Казахстан — Китай.
“Однако все альтернативные маршруты уступают в мощности и скорости поставок казахстанской нефти на мировые рынки”, — подчеркнул Кабылдин.
Кроме этого, он отметил, что для обеспечения бесперебойных поставок нефти консорциум в 2026 году приступит к замене действующих с 2001-го двух выносных причальных устройств.
“В ближайшие несколько лет планируем поменять 400 километров линейной части магистрального нефтепровода”, — сказал он.
Форум KAZENERGY проводится с 2006 года и является важным международным событием энергетического сектора в Каспийском и Центрально-Азиатском регионах. Он традиционно привлекает внимание свыше 2,5 тысячи делегатов из более чем 300 компаний, представляющих более 50 стран мира. Его гостями на протяжении многих лет становятся руководство крупных добывающих компаний, энергетических и политических ведомств, аналитических центров и признанные эксперты с мировым именем.
Трубопроводная система КТК — один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз — Новороссийск составляет 1511 километров. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО “Транснефть” (доверительное управление) — 24 процента, “КТК Компани” — семь процентов, АО НК “КазМунайГаз” — 19, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15, LUKARCO B.V. — 12,5, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5, BG Overseas Holdings Limited — два, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. — два и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75 процента.
https://www.cpc.ru/