В Казахстане ежегодно растет объем строительства зданий, сооружений и жилых домов. Однако требования по энергоэффективности, установленные для строительства, не соблюдаются. И фактический класс энергетической эффективности введенных в эксплуатацию зданий не соответствует проектным значениям. Может быть, стоит задуматься о применении энергоаудита? В котором тоже, кстати, не мешало бы навести порядок.
Об этом в своем депутатском запросе на имя первого заместителя премьер-министра РК Романа Скляра заявил мажилисмен Бауржан Смагулов. По словам депутата, «с развитием экономики, ростом городского населения и строительством социальных и промышленных объектов проблема дефицита электрической и тепловой энергии в стране становится все более острой».
— При этом в структуре общего конечного потребления энергии сектор зданий является первым по величине потребителем, на долю которого приходится 45,8 процента. На промышленный сектор — 26,4 процента общего конечного потребления энергии (по доле потребления на втором месте после сектора зданий). Так, в 2024 году потребление электроэнергии в Казахстане увеличилось на 4,3 процента — до 120 миллиардов киловатт-часов. Однако средний уровень износа оборудования электростанций достигает 56 процентов, а ТЭЦ — 65, — говорит депутат.
В целях улучшения ситуации была принята концепция развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности РК на 2023 —2029 годы, направленная на создание условий для снижения энергоемкости ВВП Казахстана путем сокращения потребления и неэффективного использования топливно-энергетических ресурсов. И наверняка строительство новых электростанций поможет восполнить дефицит мощностей. Однако уже сейчас, полагает Смагулов, можно использовать действенные инструменты без масштабных затрат. В частности, энергоаудит.
Тем более что, как говорит мажилисмен, «энергетический аудит — это не просто диагностический инструмент, а важный механизм повышения эффективности и устойчивого развития экономики».
— Однако, несмотря на наличие более 200 энергоаудиторских организаций, большинство не соответствует установленным законодательством требованиям. Во-первых, они не имеют необходимых измерительных приборов. Во-вторых, не соблюдают норму о наличии не менее четырех штатных энергоаудиторов (фактически менее двух на организацию), — подчеркивает Смагулов.
Между тем, как отмечалось ранее, наибольшая доля потребления приходится на сектор зданий. Причинами данной ситуации являются техническое состояние существующего фонда зданий, низкий уровень строительных норм и правил при проектировке и вводе в эксплуатацию. И хотя ежегодно растет объем строительства зданий, сооружений и жилых домов, требования по энергоэффективности, установленные для строительства, не соблюдаются. И фактический класс энергоэффективности введенных в эксплуатацию зданий не соответствует проектным значениям.
— А ведь, согласно законодательству, проектная документация строительства новых или расширения существующих зданий, строений, сооружений должна соответствовать классу энергоэффективности не ниже класса С, — сетует Смагулов.
Однако ситуация, по его словам, показывает, что каждый четвертый объект не соответствует установленным требованиям.
— Таким образом, не помешало бы усилить государственный контроль за энергоаудиторской деятельностью и соблюдением норм законодательства в области энергосбережения в целом, — заключил депутат.
И с ним трудно не согласиться.